«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладостным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах… как полно сладострастия и неги малороссийское лето!»
Ужас сковал всех находившихся в хате. Кум так и застыл с разинутым ртом, а один из гостей, считавшийся храбрецом, подпрыгнул под потолок. Он ударился о доску, остальные доски подвинулись, и вниз с грохотом упал попович. Раздался крик. Кум, едва живой от страха, «пополз в судорогах под подол своей супруги». Храбрец полез в печь, несмотря на узкое отверстие, и сам задвинул заслонку. А Черевик, как ошпаренный кипятком, бросился к дверям, натянув на голову горшок вместо шапки. Он бежал из дома, не чувствуя под собою ног, и тут ему почудилось, что за ним кто-то гонится. «Черт, черт!» - закричал он, утраивая силы, и услышал, как что-то с шумом ринулось на него. Словно дух вышел из Черевика, и он остался лежать посередине дороги «нем и недвижим».
Героическая песнь повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря против половцев. У реки Оскола к нему присоединился его брат Всеволод, шедший иным путем, из Курска.
Часть первая. В день похода Игорь взглянул на небо и увидел, что солнце закрылось тенью. Началось солнечное затмение, предвещая опасность. Несмотря на это, Игорь решает вести свою дружину к Дону: «Копие хочу я преломить в половецком поле незнакомом». Игорево войско встречают дурные приметы: птицы, звери тревожатся, как бы стремясь предупредить его, филин ухает. В пятницу ранним утром войско Игоря разметало половцев и захватило в плен половецких девушек. У победителя была большая добыча: золото, ткани, драгоценные камни. Но главное - достался воинам «червленый стяг с хоругвью белой», который забрал Игорь Святославич как символ победы. Прошла ночь. Рассвет был кроваво-красным и предвещал беду. Вражеские воины «взметнули» «тучу стрел на русские полки». Половцев великое множество, они идут «с криками и воем». С утра до самого вечера, с вечера до утра продолжается кровавая битва. Свистят половецкие стрелы, бьют сабли, трещат копья. «Мертвыми усеяно костями, далеко от крови почернев, задымилось поле под ногами».
Особое значение образа Лотты в романе состоит в утверждении ею своего человеческого достоинства. В этом отношении она неизмеримо выше веймарцев, превратившихся в свиту Гете. Она - мать одиннадцати детей. Это и в самом деле, а не только в ее представлении ставит ее выше Фридерики Брион, оказавшейся способной только на горестные воспоминания о покинувшем ее Гете. Лотта гордится собой, полнотой своей жизни, прожитой, как она пишет Гете, по мере отпущенных ей сил. Финальная встреча Лотты с Гете дана в романтизированном, полутаинственном, чуть ироническом освещении. Возвращаясь домой пФсле спектакля, Лотта вдруг видит рядом с собой во мгле кареты фигуру Гете, освещенную тревожным мерцающим светом. Они говорят то на Вы, то на ты, говорят о самом главном, и перед Лоттой вырисовывается не только величие, но и трагизм жизни Гете, творчество которого трактуется как трагически-радостный долг перед человечеством, как самосожжение, а перед Гете предстает достоинство Лотты, материнство которой - тоже творчество и самоотдача.
В романе «Лотта в Веймаре» Томас Манн на новый лад соединил правду истории и поэтического вымысла, обратившись к более близкому времени и к конкретным событиям из национальной истории. Основой сюжета стал исторический факт: посещение Веймара, где жил Гете, Лоттой Кестнер - той самой Лоттой, которая была прототипом героини романа «Страдания юного Вертера». Это произошло в 1816 г., т. е. через 44 года после того, как они расстались. Состарившаяся Лотта приехала в Веймар навестить сестру. Гете устроил в ее честь прием. Виделись ли они помимо этого, неизвестно. Томас Манн преобразовал этот в общем-то мелкий факт в сюжет глубокого значения. Он повел речь об исторических судьбах нации, об ответственности художника, об отношениях между художником и народом, о достоинстве человека - каждого человека, и того, кто велик, и того, кто, казалось бы, мал.