Не судилось Василию Симоненко длинной жизни. Может, лишь треть отмерил своего пути, многое не успел, много осталось по ту сторону трагической границы. А то, что написал, отмечено печатью высокой одаренности божьей, яркостью, щедростью и открытостью чувств. Поэтому не померкнет с годами его поэтическая звезда, поэтому хочется снова и снова повторять: «Я живу тобой и для тебя, Вышел из тебя, в тебя перейду, Под твоим высоколобым небом Закалял я душу молодую». Выдающееся место в творчестве Василия Симоненко занимает любовная лирика. Его лирический герой особый - по-юношески откровенный и искренний, по-рыцарски благородный, неудержимый и открытый. Поражает проникновенность и чистота его строк: «И я не слышал, как жаворонок в небе тает, Кого остерегает с высоты… Пришла любовь непрошеная и нежданная - Ну как мне за ней не пойти?». А какие эпитеты, метафоры, сравнения находит поэт! Кружева его поэзии тонкие и прозрачные: то овеянные сердечной тоской, то бушующей радостью любви и бытия: «И ты ясная, и я прозрачный, и души наши будто песни, и мир большой, необозримый Принадлежит нам - тебе и мне». Глубина чувств поэта раскрывается не только через личный духовный мир, он умеет прислушаться к эмоциональному состоянию других людей: любимой, другой, просто женщины, которая идет по улице. Чувствительная душа поэта всегда готова откликнуться на чужую боль, чужую радость, так как когда сочувствуешь кому-то, то это уже и твоя боль, и твоя радость:
Тодось Осьмачко - довольно оригинальный писатель поры Расстрелянного Возрождения. Его удивительная судьба поражает современного читателя. Блестящая литературная карьера… Аресты… Допросы… Психический надлом… Сумасшествие… Эмиграция… Скитания… Гонимый черным демоном страха, Осьмачко не знал покоя ни днем, ни ночью. По моему мнению, это нетипичное психическое состояние автора оказывало содействие созданию повести «Старший боярин». Читая повесть Осьмачко, иногда не понимаешь, где искать грань между реальным и мифическим. А есть ли она вообще в «Старшем боярине»? Читателю следует «включить» все механизмы своего воображения, чтобы постичь мир художественных образов Осьмачко. Герои повести будто разделены на два лагеря. В первом, представленным Маркулой Пузанем и Харлампием Пронем, сосредоточены люди с нечистой совестью, которые стремятся разрушить «крестьянский рай», а потому автор воспринимает их как нечистую силу, так как предавать родной народ, по мнению Осьмачко - это все расно, что продавать душу черту. Другие же герои - Гордой, Варка, отец Дьяковский, Аграфена Ко-рецкая, члены «Первого куреня свободных украинцев» - исповедуют такие моральные ценности, как добро, правда, справедливость, милосердие. Все они интуитивно стремятся быть равными, а потому отрицательно относятся к любой власти. Но вместе с тем Осьмачко утверждает, что, несмотря на идейно-политические обстоятельства, украинец всегда тянется к прекрасному. Поэтому автор вместе со своими героями любуется звуками украинской песни, рождением рассвета, золотым сиянием солнца, которое излучает животворную чистую энергию.
Он принадлежит к поколению поэтов, которых называют шестдесятниками. В самом деле, в начале 60-х годов вслед за Дмитрием Павлычко и Линой Костенко послышался и его голос в слаженном хоре Ивана Драча, Василия Симоненко, Николая Винграновского, Виталия Коротича, Ирины Жиленко, других молодых и упорных, которые становились сеяльщиками на ниве изящной словесности. С того времени прошло уже много лет. Сегодня Борис Ильич Олейник знаменит и любим многими нашими соотечественниками, поэт, известный политический и общественный деятель, настоящий патриот Украины, который проникается важнейшими проблемами жизни нашей молодой независимой страны. Человек честный, чрезвычайно принципиальный, Борис Олейник всю жизнь придерживался железного правила, которое завещал ему отец: не спекулировать на доброте государства и человеческом сочувствии.
Много поколений украинцев в детстве свою радость обнаруживали с помощью солнечных строк Александра Олеся: «А уже красное солнышко припекло, припекло, яснооткрытое золото разлило, разлило. На улице струи воркочут, воркочут. Журавли курлыкают, и летят, летят». Журавль испокон века в Украине был чуть ли не священным, нетронутым. Ведь курлыканье журавлиное извещало о наступлении в мире весны, зеленой благодати. В своей поэме-сказке «Крыло» Борис Олейник оригинально раскрывает тему отношений между человеком и природой, между человеком и его высокой мечтой, духовным здоровьем и ограниченностью, вырождением отдельных посетителей на земле. Углубившись в содержание поэмы, проникаешь в духовный мир персонажей с чистой совестью, а также видишь низость и обмельчание тех, кто посягнул на светлую человеческую мечту и ожидание.
Песня! Как много значит в жизни каждого из нас и всего народа. Песня оздоровляет душу человека, помогает сохранить нетленными ценности: веру в человека, в настоящую любовь, в искреннюю дружбу, в очистительную силу красоты. Высочайшей наградой для любого поэта может быть то, что его стихи идут в народ и возвращаются песней. Так произошло и со многими поэмами Дмитрия Павлычко. Польются над миром его замечательные песенные поэмы, мелодичные крылья которым дал талантливый композитор Александр Билаш. Творческое приятельство художников, сына Прикарпатья с сыном полтавского края, началось еще в 50-е года. Ясность мысли, высокая образность произведений Павлычко и задушевные мелодии Билаша пришлись по душе людям. Песня «Упали росы на покосы» навсегда побратала художников. С того времени их содружество увенчалось не одним творческим достижением.