Годами приходилось бороться свободолюбивому народу с татарскими ордами и турецкими янычарами, польско-шляхетскими захватчиками, «собственными» помещиками и капиталистами. Воюя с врагами, то нападая на них, то отбиваясь от них, показывая настоящие чудеса храбрости, казаки своими подвигами вызвали у современников удивление и вдохновили народных певцов прославлять мужественных рыцарей и их подвиги. Навсегда в памяти потомков останутся: казак Голытьба, Самийло Кошка, Иван Богун, Максим Перебийнис. Именно об одного из таких казаков, «который не боялся ни огня, ни меча, ни третьего болота», который стоял на страже мирных людей, о его поединке с богатым татарином и рассказывается в «Думе о казаке Голытьбе». С первых строк этого произведения в нашем воображении возникает безграничная степь, через которую пролегает выбитая лошадиными копытами пыльная дорога. На ней ни одной травинки, ни одного кустика. Это страшный ордынский путь, которым турки и татары нападали на наши земли. Враг мог напасть неожиданно. Поэтому на безлюдном ордынском пути, посреди килийского поля стоит на страже казак Голытьба - страж родной земли, Мы представляем его с загорелым лицом, с мозолистыми руками, смелым острым взглядом и стройным станом. Казак Голытьба в думе символизирует трудолюбивый народ, который всегда готов достойно оборонять свою Родину от врагов. Народ наделил своего любимца наилучшими человеческими качествами. Он смелый и отважный, честный и справедливый, сообразительный и остроумный.
Сочинение рассказу Адриана Кащенко «Над Кодацким порогом». Богатая и цветущая родная Украина, необъятные ее виды, но немало слез и горя испытала она от посягательств иностранных захватчиков. Они разоряли наши земли и села, забирали в плен людей. Но надежной защитой от нападений на юге страны были казаки. Народные украинские сказания, упоминания о запорожской славе захватывали Адриана Кащенко. Героическое прошлое Родины и вдохновило писателя на создание захватывающих повестей и рассказов из истории Запорожской Сечи. Интересная и печальная история знаменитого украинского гетмана Ивана Су-лимы легла в основу рассказа «Над Кодацким порогом».
Сочинение по повестям «Среди темной ночи» и «Под тихими вербами». Дикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие дома, вишневые садочки, земля. Но в этих беленьких домах происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи. А самое страшное то, что невозможно найти выход из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садочками. Поэтому так страдает вместе со своими героями автор дилогии о селе Борис Гринченко.Каким может быть мир? Светлым, преисполненным надежды на лучшее будущее. А может показаться, что это «тесный мир неволи и тьмы, зверской борьбы за кусок хлеба, за право жить». Мне кажется, что именно в таком мире и живут герои Гринченко. Загребущесть и цинизм стали определяющими чертами характера Дениса Сиваша - одного из трех братьев, которые являются главными героями дилогии. Он отделился от отца, поставил новый дом, взял в аренду чужие нивы, обманув общину. Однако, почти в каждом украинском селе были такие Денисы, которые имели неусыпный глаз и загребущие руки. Они, кажется мне, ни у кого не вызвали уважения, разве что у таких же, как они сами. Поэтому и рисует писатель их с таким пренебрежением, с таким глубоким сарказмом. У этих новоиспеченных «хозяев», мироедов, на лицах выделялись только «ямки красных пастей-ртов с желтыми большими зубами, оскаленными из-под щетинистых усов». Замечательные портреты! Кажется, что не люди сидят, а какие-то уроды.
Размышляя над темой нашегосочинения «Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко», мы должны вспомнить, что реализм в художественной литературе осознается как изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.
Главное, что в центре внимания писателя находятся не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. Относительно принципа народности, то он раскрывается в изображении Гринченко представителей народа, их духовных интересов, культурных традиций. Не надо думать, что надел украинскую одежду, наелся сала - и стал украинцем. Перейдем конкретно к творчеству Б. Гринченко, а именно к анализу его повестей «Среди темной ночи» и «Под тихими вербами».
Павел Архипович Загребельный родился 25 августа 1924 г. в приднепрянском селе Солошино на Полтавщине. В 1941 г., закончив школу, будущий писатель пошел добровольцем на фронт: стал курсантом 2-го Киевского артучилища, принимал участие в обороне Киева, был дважды ранен. После второго ранения в 1942 г. попал в плен и до 1945 г. скитался по нацистским концлагерям. После освобождения работал в советской военной миссии в Западной Германии. В 1946 г. П. Загребельный поступил на филологический факультет Днепропетровского университета, после окончания которого с 1951 года работал на журналистской работе (областные газеты, журнал «Отчизна»). Заметной для украинского литературного процесса стал период, когда П. Загребельный в 1961-1963 годах был главным редактором газеты «Литературная Украина», где он прославился поддержкой молодых поэтов-шестдесятников. В 1979-1986 г.г. возглавлял Союз писателей Украины, был главой комитета по Государственным премиям им. Т. Г. Шевченко, избирался депутатом Верховного Совета СССР и Украины. В 90-те г. XX ст. писатель отошел от активной общественно-политической жизни, вместе с тем, несмотря на возраст, плодотворно работая на современной литературной ниве.