| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Реалистический мир Б. Гринченко

Размышляя над темой нашего сочинения «Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко», мы должны вспомнить, что реализм в художественной литературе осознается как изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах.

Главное, что в центре внимания писателя находятся не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни. Относительно принципа народности, то он раскрывается в изображении Гринченко представителей народа, их духовных интересов, культурных традиций. Не надо думать, что надел украинскую одежду, наелся сала - и стал украинцем. Перейдем конкретно к творчеству Б. Гринченко, а именно к анализу его повестей «Среди темной ночи» и «Под тихими вербами».

Как и большинство украинских писателей, автор обращается в этой дилогии к теме села. Повести «Среди темной ночи» и «Под тихими вербами» неразрывно связанны между собой темой тех социальных разногласий в украинском селе на изломе столетий, которые разрушили патриархальную земледельческую семью, принесли горе родителям, искалечили судьбу сыновей. Вот вам и типичные обстоятельства, а это признак реализма. Название первой повести является символическим: люди, оказавшись в жестоких условиях притеснений, бедности и поборов, прозябают в беспросветной тьме. Если же прочитать название второго произведения, не заглядывая в повесть, то может сложиться впечатление, что в конце концов на украинскую землю пришел порядок и покой. Но и при свете дня в зеленом рае под тихими вербами  тьма не развеялась, продолжает властвовать бедствие еще злее и зловеще, хотя в финале снова слышны ожидания, что таки станет светлее. Типичная украинская повесть о типичной украинской жизни. Гринченко изображает семью Сивашей. В ней было трое детей - сыновья. Помните, как в сказках: три брата, среди которых последний, младший - дурак. Только Зинько - наиболее молодой - не дурак, а самый обыкновенный правдоискатель, который хочет улучшить жизнь крестьян. А двое старших совсем такие, как в сказке: наглые, жестокие, алчные. Денис Сиваш хочет как можно больше заграбастать добра, а Роман «выбился» в воры. Тем не менее, повести Гринченко - не сказка, а страшная правда. В первой раскрывается трагедия пропащей силы - Романа. И хотя начинается она светлым настроем - Роман возвращается с военной службы - но заканчивается «темной ночью». Этот человек ощущает к земледельческому делу глубокое отвращение, не спешит помогать отцу, пьянствует, баклушничает. Все село смеялось над ним, а «кампания» относилась благосклонно, пока бряцало у него в кармане. Ужасно, что он начинает грабить собственных родителей. Когда же его поймали с салом, он решил податься в город. Озлобленность дармоеда, в конце концов, находит выход. Войдя в стаю конокрадов, Роман приводит воров в родное село, похищает отцовских коней. Но в его понимании это не считается кражей, ведь он, по своему мнению, лишь отбирает частицу своего имущества. Отведав хотя и рискованного, зато легкого воровского хлеба, Роман уже не воображал своей жизни иначе.

Наслушавшись историй о воровском разгуле в старину, стараясь доказать, что и теперь не перевелись грабители, которые могут похитить за один наскок с полдесятка коней, Роман аж вскрикнул: «Да я вам такую штуку устрою, что на всю губернию бахну, а в карманах аж засмеется!..» Да, из него бы вышел неплохой пират. И тогда болтаться бы ему на рее, а не гнить в Сибири, так как не сумел этот «пират» выкинуть никакой «штуки» - схватили. Горько лишь то, что испортил Роман не только свою жизнь, а и судьбу наймички Левантины. Девушка любила его, переносила горькие страдания, старалась до последнего сбить Романа с позорного пути, однако сама сломалась в сложных испытаниях. Видите, каким реализмом, с каким пониманием народной психологии автор рисует своих героев? Главное, что в то время, когда Роман занимается лихими делами, Зинька ищет и не находит выхода из тяжелого положения неимущих крестьян. Он думает: «Люди сами такой порядок между собой завели, что кое кому так и хорошо жить, а кое кому так никак нельзя жить». На эти раздумья Б. Гринченко хочет дать ответ во второй повести «Под тихими вербами». Здесь мы видим своеобразный поединок братьев: Зинька и Дениса. Отойдя от народнического взгляда на крестьянство, Гринченко ярко показывает ту несправедливость, которая творится в селе, в райском уголке земли - «под тихими вербами» Слобожанщины.

Определяющей чертой реализма Гринченко является мастерство обобщения социальных процессов, которые происходят в селе. Мы видим совокупный образ мироедов, которые не гнушаются никакими средствами для обогащения: «Погосподствовали паны-по-мещики, теперь еще надо и господам-хозяевам погосподствовать!» Мироеды решили захватить общественную землю нечестным путем. Гринченко реалистически изображает расслоение села. Крестьянство перестало быть сплошной массой, каким до недавнего времени его считала народническая идеология. Есть здесь и пьяницы, которых ничегошеньки не волнует, есть и хищники, которые, разбогатев, забывают, откуда они вышли, есть даже и братоубийцы. И все это ради земли.

Но есть и такие, как Зинька Сиваш, тот самый наименьший «дурак». Он всю жизнь свою старался «куда-то броситься, что-то сделать - что-то большое очень и красивое-красивое». Научившись грамоте, он приучал других крестьян к книге, открыто выступал против грабежа крестьян богатеями. И все же ему не улыбалась судьба: за ним не шли крестьяне,  о нем распространяли аморальные сплетни, ему предъявили обвинение в убийстве Григория Момота и бросили в тюрьму.

В произведении, к сожалению, так и не найдено никакого пути, который может привести людей к счастью. Народность показывается в том, что Гринченко очень болеет за судьбу крестьян, поэтому и подает образ Зинька, который старается улучшить жизнь. И одновременно он переживает за то, что среди крестьян еще много затурканных, суеверных людей, которые никому и ничему не верят, разве что волшебникам и знахарям. Во вступлении непременно надо сказать о тех процессах, которые происходят на селе, и как их изобразил Борис Гринченко. А в выводе вы можете сравнить их с действительностью: возможно, и у нас, в наши времена, не все так хорошо, как кажется на первый взгляд.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Реалистический мир Б. Гринченко . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz