Время, к счастью, не властно над вечными ценностями, напротив, оно, как опытный обработчик драгоценных камней, только тоньше, тщательнее отделывает их, находя новые стороны, новые грани. К одной из таких вечных ценностей, прошедших строгую проверку неумолимым Хроносом, несомненно, относится “Вакха святыня — театр”, сошедший со страниц монографий и вузовских учебников на страницы школьных учебников. Для более полного представления об этой удивительной вечно новой сверхзвезде мировой литературы и культуры, пронзающей века своим светом, мы хотели бы рассказать о нем как о синтетическом явлений, каким он и был исторически. Древнегреческий театр — это синтез, говоря современным языком, античного менеджмента, архитектуры, литературы, сценического искусства, танца, музыки — и зрителя, (Ми не будем касаться здесь истоков, мифологических корней “Вакха святыни” и чисто литературной сторони — о ней написано много, в том числе в нашем журнале).
Лирические стихи раннего периода творчества Гейне составили целый сборник - «Книгу песен» (1827). Этот поэтический сборник принес ему признание в Германии, а со временем и во всем мире. При жизни автора она издавалась 13 раз. Много стихотворений были положены на музыку Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Й. Брамсом, П. Чайковским, Р. Штраусом, и др. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие молодого поэта, который находится в глубоком противоречии с окружающей средой. Содержание первых циклов «Книги песен» не исчерпывается несчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственнице. Тема неразделенной любви в «Книге песен» служит лишь поэтическим выражением трагического одиночества героя в мире. Эти настроения усиливает романтический образ одинокой сосны, известный читателю благодаря знаменитому переводу М. Лермонтова.
Во Франции происходили события Великой революции, а патриархальные немцы смотрели и осмысливали исторические события. В 1798 г. в Йенском университете возникает кружок интеллектуалов (А. В. и Ф. Шлегели, Новалис, И. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, Л. Ток), который просуществовал лишь до 1801 г., но успел за это время разработать философско-эстетичную теорию романтизма. Йенцам была присуща утопия эстетичного преобразования мира, идеал универсальной культуры, в которой сливаются искусство, философия, наука и религия, идея общего символизма, романтической иронии и т.д. Орган Йенских романтиков - журнал «Атенеум» (1798-1800) - стал центром опытов творцов нового искусства.
Уильям Вордсворт, английский поэт, родился 7 апреля 1770 года в небольшом городке в графстве Камберленд. С детства будущий поэт отмечался старательностью и способностями к обучению. Потеряв родителей в юном возрасте, он был воспитан дядей и получил хорошее образование в Кембридже, куда поступил в 1788 году. Здесь он рано проявил интерес к литературе, особенно к произведениям своих выдающихся предшественников Чосера, Мильтона и Шекспира. Еще студентом он осуществил несколько путешествий, пройдя пешком южную Францию, Швейцарию и северную Италию. Красота природы этих стран навсегда пленила Вордсворта. Вернувшись из путешествия, он напечатал цикл поэзий под названием «Поэтические очерки Альп». Небольшое наследство, полученное Вордсвортом по возвращении в Лондон, позволило ему заниматься литературной деятельностью.
Своеобразным прологом ко всей эпопее стал роман «Карьера Ругона» (1871), который имеет еще «научный» подзаголовок «Происхождение». Действительно, в нем речь идет о происхождении семьи Ругон-Маккаров и о рождении II Империи. Основательницей рода стала Аделаида Фук, единственная дочь богатых мещан Плассана. От отца, который умер от сумасшествия, она унаследовала «отсутствие уравновешенности, какой-то расстройство умственной деятельности и сердца», что заставляло ее «жить не обычной жизнью, не так, как все». Аделаида выходит замуж за крестьянина Ругона, а после его внезапной смерти становится любовницей контрабандиста по прозвищу «Маккар-Бродяга», убитого через пятнадцать лет стражником на границе.