Поэма «Реквием» впервые была записана на бумаге в 1962 году, хотя сочинена была еще до 1940 года. Ахматова упоминала, что до этого времени наизусть знали поэму лишь одиннадцать друзей и ни один не предал ее. Это еще и потому, что в тех стихах была правда о страданиях целого народа под пятой тоталитаризма. Эпиграф был датирован 1961 годом:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Все времена имеют своих летописцев. Хорошо, если их много - тогда у читателей их произведений возникает возможность взглянуть на события с разных сторон. А еще лучше, когда эти летописцы (пусть они даже не носят это название, а считаются поэтами, прозаиками или драматургами) имеют великий талант, способен передать не только фактографию, а внутренние пласты того, что происходит: философский, этический, психологический, эмоциональный и т.п. Именно таким поэтом - летописцем была Анна Ахматова. Не легкой была ее жизнь. На судьбу “музы плача” выпала революция и гражданская война, репрессии сталинских времен и потеря мужа (которого расстреляли), голод, замалчивание, попытки дискредитации ее как поэта. Но она не сдалась, не убежала, не эмигрировала, а продолжала оставаться со своим народом.
Первый сборник «Вечер». Первый сборник «Вечер» в 1912 году сделал известным имя Анны Ахматовой. Характеризуя особенность ее поэзии, Кузьмин писал в предисловии к сборнику о том, что она имеет способность «понимать любые вещи… в их непонятной связи с переживаемыми минутами». Именно обычные вещи свидетельствуют о состоянии лирической героини больше, чем длинные монологи. Ее лирическое «я» проступает через тонкость восприятия мира. Уже в ранних стихотворениях Ахматовой читатель увидел интересную особенность: ее короткие стихи похожи на целый роман, который вмещает историю отношений, сюжеты чувств и неизменяемую неразделенность чувств. Это поэзия «разлуки». Содержание жизни героинь Ахматовой — любовь во всех оттенках и проявлениях — от предчувствия любви, ожидания любви до «страсти, раскаленной добела».
Поэты «серебряного века». Ахматова принадлежала к поколению поэтов, чьи имена ассоциируются с «серебряным веком» русской поэзии. Она принадлежала к числу поэтов- акмеистов, которые старались открыть ценность обычного предметного мира, ценность слова. И она, как ее товарищи по «цеху поэтов», пришла в литературу с собственными убеждениями и талантом любить жизнь земную, а не мистическую. Ее творчество отображало этап расцвета поэзии разной. И вместе со своим поколением она погружалась в новые темы реальности — город, любовь, война.
А здесь, в глухом угаре пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили вот себя…
А. Ахматова
У каждого поэта — своя трагедия. Именно она и интересна современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что целое поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов, волшебных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Далеко не все знали о том, какая огромная работа идет в душе поэта, какие гневные и горькие строки хранятся, прячутся в ее памяти.