Начнем не со смерти, а c рождения, которое попало на 23 марта. Год значения не имел, так как не он, а именно число определяет выбор имени при крещении. С этого все и началось. Сколько не листали календарь — близ ни одного нормального имени не оказалось. Судьба обделила Башмачкина со дня появления на мир, не подарив ничего, что бы лично ему принадлежало. Имя — отца. Фамилия — отца. Никому не дано было знать, что Акакий Акакиевич окажется последней, тупиковой ветвью своего фамильного древа. Но это было уже запрограммировано: ведь не напрасно после крещения «он заплакал и сделал такую гримасу, будто предчувствовал, что будет титулярным советником».
«Шинель» — последняя из «петербургских повестей» Гоголя. Написана в 1839—1841 годах, в пору высочайшего расцвета творческого гения писателя, «Шинель» продолжает тему «маленького человека», что звучит в «Портрете», «Невском проспекте», «Записках сумасшедшего». Причем если Пушкин в «Станционном надсмотрщике» рассказал о судьбе Вырина с позиции господина, пусть доброго и сочувственного, то Гоголь в своих повестях рассказывает о людях Петербурга, приблизившись к ним вплотную, как товарищ по несчастью. Герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачкин — скромный чиновник в одном из столичных департаментов, «чиновник нельзя сказать, чтобы очень примечательный, низенький ростом, немного рябоват, немного рыжеват, немного даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на голове, с цветом лица, как это говорят, геморроидальным…»
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало её противоречивой и обострённой. Начиная с 1097 – 1908 годов, тема России, её исторического пути, её настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. В 1907-1916 годах пишет цикл «Родина».
«Самый талантливый поэт нашей советской эпохи» (И. Сталин). Этими словами тиран канонизировал образ поэта, сделал его творчество хрестоматийным, обязательным для изучения и уничтожил многомерный образ человека, который любил, страдал, искал свой путь в литературе и в жизни. Маяковский - заложник тоталитарной системы, коммунистической идеологии. В. Маяковский с увлечением встретил Февральскую и Октябрьскую революции. И потому среди грозных событий пред ним приоткрывались реальные возможности воплощения идей о создании нового, свободного, совершенного мира. Он много пишет, его произведения печатаются, впечатление от многочисленных путешествий по странам Европы и Америки вдохновляют Маяковского на написание новых произведений.
Символизм - литературное направление в модернистском искусстве конца XIX - начала XX столетия. Основная черта символизма - это преобразование конкретного художественного образа в многозначные символы. Поэты-Символисты вырабатывают собственные, эстетические принципы и противопоставляют их реализму и натурализму. Символизм в творчестве Александра Блока. Блок хорошо знал творчество В. Соловьева и восхищался его философской трактовкой женственного начала мира, двойной природой всего существующего: темная сторона света, которая известна всем, и светлая, духовная, которая раскрывается только перед избранными.