Есть произведения, судьбу которых можно назвать особой. Они не умирают и на долгие годы, а иногда и на века, сохраняют свою впечатляющую силу и свое художественное обаяние. Они, как монументы, созданные на века, стоят перед нами в своей первозданной красоте, волнуют и чаруют, несмотря на время, отделяющее их от нас. Таким произведением является «Слово о полку Игореве». О нем существует огромная литература. Исследователи самых различных специальностей положили бездну труда на изучение и толкование памятника. Ценность и значение этих работ бесспорны, но все же они не могут заменить читателю непосредственного общения со «Словом», как не может заменить описание или даже фотография памятника архитектуры непосредственного впечатления, которое он производит на зрителя. Сам текст «Слова» говорит о многом: читая его, слышишь голос человека, жившего восемь веков назад, человека умного, страстного, исключительно одаренного, который сумел сказать о своем времени так много и так талантливо, что это находит живой отклик в душе человека XX в., волнует и заставляет сопереживать столь далекие события.
«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.
В первую мировую войну чувства русских женщин хорошо выразила известная поэтесса того времени - Т. Л. Щепкина-Куперник в стихотворении «Песня над рубашкой». Женщина шьет рубашку для бойца, ушедшего на фронт, вплетая в свою работу всю свою тоску и печаль; в ее работе «все жаркие слезы зашиты, все тревоги бессонных ночей». Не отзвук ли это вечного плача красавицы Ярославны: «О, Днепре Словутичу!… Взлелей, господине, мою ладу ко мне, а бы не слала к нему слез на море рано!»?. В эпоху Великой Отечественной войны это чувство, эту тоску отразили в своих стихотворениях современные нам поэты. В суровые дни войны сотни, тысячи женщин, по-разному выражая свою любовь, свою печаль и тревогу, по-разному переживали горе княгини Ярославны. Эта любовь, эта страстная вера в то, что сила любви спасет дорогого воина и поможет ему вернуться, давала бойцам силы. Об этом пишет Платон Воронько в своем стихотворении «Ярославна»:
Развивая гипотезу и мифах и легендах используемых в «Слове о полку Игореве», мы можем прийти к выводу, что предположенное «славяно-русское» племя, на землях которого впоследствии сложились Черниговское (в значительной части) и Новгород-Северское княжества, как владения Ольговичей (прадед которых, Святослав, получил Чернигов после смерти своего отца Ярослава 1054 г.), это-«северяне». Название «северян» (в действительности, жителей Южной Руси) сохранилось до сих пор (г. Новгород-Северский, р. Северский Донец) и было актуальным в течение всей истории Древней Руси40. «Северяне» по происхождению были ираноязычным племенем, включенным в состав империи Рюриковичей, и название их восходило к древнеиран-скому «зеи»-черный41. Историки и лингвисты подтверждают наличие ираноязычного субстрата на территории «северян» в XI - XII вв. По наблюдениям Н. А. Баскакова, фигурирующие в «Слове» имена богов - Даждь-бога, Хорса, Стрибога, а также злого духа Дива, - «древнеиранские по своему происхождению».
Исследование солнечной символики в «Слове о полку Игореве», величайшем памятнике литературы и духовной культуры Древней Руси (XII в.), представляет исключительный интерес для историко-материалистического понимания как идейно-эстетической сущности памятника и миросозерцания его гениального автора, так и для раскрытия основ целостной символико-метафорической системы стиля произведения. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был - Сурья и Савитар, персов - Ормузд; ассириян - Издубар и Нимрод; вавилонян - Мардук; египтян - Озирис, Пта, Ра; финикиян - Геракл; греков - Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов - Один; германцев - Бальдер; славян - Даждь-бог, Хоре, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники - коляда; праздник Марены, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».