У каждого настоящего мастера есть один или несколько наиболее дорогих ему произведений. Это то, чего художник не мог не сказать человечеству - это его боль, самые тайные мысли, выношенные и пережитые, пропущенные через сердце. Именно таким произведением стала для А. Довженко киноповесть «Очарована Десна». Тяжелый и грозный 1942 год на фоне страданий, горя, героической борьбы с фашизмом в памяти художника выныривают и возникают картины далекого детства. «У меня был дед,- вспоминает А. Довженко,- похожий на Бога. И когда я молился Богу, я видел будто портрет деда, а сам дед лежал на печи и кашлял…» А. Довженко в киноповести на вопрос, который вызывает воспоминания о детстве, отвечает, что это - «непобедимое желание… осознать свою природу… круг самых ее первональных источников». Само желание осмыслить эту природу и определило жанровые и стилевые особенности произведения. Прежде всего - это два плана изображения. Первый план - показ детства Саши: его радость и заботы, увлечение чудомиром красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское окружение.
Киноповесть «Очарована Десна» - многоплановое, многопроблемное произведение. Но над всем этим возвеличивается образ природы, проблема отношений человека и природы, благотворного влияния ее красоты на душу человека, особенно ребенка. Недаром же А. Довженко назвал киноповесть именем своей любимой реки детства. Эпитет же «очарованная» несет в себе большие оценочные и эмоциональные нагрузки, настраивает на необыкновенный минорный в сочетании с мажорным порядок. Так пленила писателя «девица Десна», что он на всю жизнь остался в душе «удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами». Именно это общение с природой помогло развитию у него оригинального мироощущения, сохранению свежести чувств и в зрелом возрасте, умению видеть «звезды даже в будничных лужах на жизненных путях» и правдиво воссоздавать жизнь во всех ее проявлениях. «Благословенна же будь,- обращается художник к реке,- моя нетронутая девица Десна, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя неисчерпающе богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь».
У каждого человека, наверное, наступает такая пора, когда возникают в памяти наипрекраснейшие образы детства, вспоминаются дорогие, но далекие теперь люди, и она старается «осознать свою природу на ранней предрассветной звезде вокруг самых ее первоначальных источников». Для А. Довженко это киноповесть «Очарована Десна» - искренняя лирическая исповедь, раскаяние в своих и человеческих совершенных и несовершенных грехах. Читая это произведение, мы глубже проникаем в духовный мир художника, в его творческую лабораторию и учимся так любить жизнь, все прекрасное в нем, как любил его писатель. В киноповести переплетаются два плана рассказа - от лица маленького Саши и от лица зрелого художника. Итак, и «грехи» переплетаются малые и большие - от вырванной втайне недозрелой моркови к покинутому в фашистской неволе старику отцу.
Тема гражданской войны стала ведущей в творчестве Ю. Яновского. К этой теме обращался он в новелле «Четыре сабли», а потом в романе «Всадники». В чем же особенность представления этой темы писателем? Прежде всего, в подходе к изображаемому материалу. Во-первых, несмотря на идеологические реверансы, позарез необходимые в те года, роман «Всадники» поднимает проблемы общечеловеческие: семья, род, честь, родина. Рассматриваются проблемы на материале национальном, а итак, все события конкретизированные, объединенные с украинской историей. Задолго до сегодняшнего взгляда на моральные и исторические основы идеологии социализма Ю. Яновский в новелле «Двойной круг» ставит вопрос о ценности человеческой жизни. Каждый из братьев отстаивает свою правду, а цена той правды - жизнь брата. Будто ослепило что-то глаза Оверковые, который в последние минуты не только не ласкает своего брата Андрея, а еще и проговаривает: «Род - это основа, а прежде всего - государство, а когда ты на государство не обращаешь внимания, тогда и род пусть плачет, тогда брат брата зарубит, вон как!» Разве же род - не основа нации, которая строит цивилизованное государство! И Панасу Половцу не надо ни рода, ни государства, ни закона: «Род в государство врастает, в закон и ограничение, а мы анархию несем на плечах, зачем нам род, когда не надо государства, не надо семьи, а свободное сожительство?» Итак, цена воли - человеческая жизнь? Ю. Яновский подает изображаемые события не столько с точки зрения идеологии большевизма, доктрины о классовой борьбе, сколько из позиции гуманизма. Именно в этом его художественная заслуга. Кроме того, все новеллы, из которых состоит роман, построены на украинском материале. Автор писал именно о том, как прошла гражданская война Украиной.
Владимир Кириллович Винниченко родился 16 июля 1880 г. в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) в небогатой семье. Учился в народной школе, потом в Єлисаветградской гимназии, из которой был исключен за защиту прав гимназистов и постоянные конфликты с руководством. Почти год В. Винниченко странствовал Украиной, зарабатывая на жизнь временными подработками. В 1900 г. он сдал экстерном экзамен в Златопольской гимназии и поступил на юридический факультет Киевского университета. Учась в университете, будущий писатель вел активную революционную деятельность как член Революционной украинской партии (РУП), которая была основана в 1900 г. харьковскими студентами и впервые провозгласила лозунг борьбы за независимое украинское государство. 4 февраля 1902 г. В. Винниченко был впервые арестован и исключен из университета. Осенью его забрали на военную службу, где он также продолжил нелегальную революционную деятельность. Не дожидаясь ареста, в 1903 г. В. Винниченко дезертировал и убежал в Галицию, где наладил связи с галичскими партиями, сотрудничал с газетами, писал брошюры и прокламации. При перевозке нелегальной литературы в Украине в 1903 г. В. Винниченко арестовывают и как дезертира и революционера сажают в военную тюрьму - Киевскую крепость. По выходу из тюрьмы по амнистию 1905 г. В. Винниченко продолжает проводить активную революционную работу, входит в Центральный комитет Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), в которую трансформировалась РУП. Осенью 1906 г. В. Винниченко снова арестовывают и сажают в Лукьяновскою тюрьму в Киеве. В 1907 г. писателя выпустили под залог в 500 золотых карбованцев, который внес известный украинский меценат Е. Чикаленко. В. Винниченко сразу же убежал за границу. С 1907 по 1914 г. писатель находился в эмиграции (Львов, Вена, Женева, Париж, о. Капри, Берлин…) и несколько раз нелегально приезжал на Украину. В 1911 г. В. Винниченко вступил в брак со студенткой Сорбонского университета Розалией Яковлевной Лифшиц. В 1914 г. он нелегально возвратился в Русскую империю, жил в Москве и Санкт-Петербурге, с 1916 г. работал редактором московского журнала «Луч».