Сочинение по теме Исповедь души художника в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»
У каждого человека, наверное, наступает такая пора, когда возникают в памяти наипрекраснейшие образы детства, вспоминаются дорогие, но далекие теперь люди, и она старается «осознать свою природу на ранней предрассветной звезде вокруг самых ее первоначальных источников». Для А. Довженко это киноповесть «Очарована Десна» - искренняя лирическая исповедь, раскаяние в своих и человеческих совершенных и несовершенных грехах. Читая это произведение, мы глубже проникаем в духовный мир художника, в его творческую лабораторию и учимся так любить жизнь, все прекрасное в нем, как любил его писатель. В киноповести переплетаются два плана рассказа - от лица маленького Саши и от лица зрелого художника. Итак, и «грехи» переплетаются малые и большие - от вырванной втайне недозрелой моркови к покинутому в фашистской неволе старику отцу.
Писатель переживает боль всего народа, воспринимает ее как свою собственную. Рассказывая о том, как исчезло с лица земли во вражеском огне его прекрасное село, он описывает свое состояние как вопль души: «Горел и я тогда в том огне, погибал всеми смертями человеческими, зверскими: пылал, как дерево или церковь, качался на виселицах, разлетался прахом и дымом от взрывов катастрофических. Из мышц моих и разбитых костей варили мыло в Западной Европе в середине двадцатого столетия. Кожа моя шла на переплеты и абажуры для ламп, валялась на дорогах войны, отутюженная танцами последней войны человечества». Раздумывая над смыслом бытия, Довженко придет к выводу: «жизнь прекрасна, что само по себе есть наибольшим и найвеличайшим из всех мыслимых благ». Усматривает свое призвание как художника в том, чтобы показать народу именно это, поднять его над ежедневной непостоянной «в постоянной драме и радости» жизнью и помочь постичь высшие истины.
Писатель исследует в «Очарованной Десне» черты национального характера своего народа. И испытывает удивление безмерной любви к работе своего отца, матери, деда, односельчан, любуется их талантами, красотой. Дед Семен, например, как «китайский фокусник» ловил рыбу руками, лучше всего собирал грибы и ягоды в лесу, был мастерским рассказчиком. Отец орал землю, сеял так красиво. Даже, когда ложку держал в руке, можно было залюбоваться. Мать неутомимо сажала все в огороде, чтобы росло и радовало глаз, хорошо пела. А дядя Самойло был непревзойденным косарем. Вместе с тем, А. Довженко отмечает покорность судьбы и безграничную терпеливость своих земляков, в жизни которых было «много неурядиц, плача, тьмы и сожаления», и топили они их «в водке и ссоре». Но и оптимизм их, способность к юмору тоже достойны удивления! Вспомним сцену с наводнением: «Ой, как же не захохочет наше затонувшее село, как не возрадуются крыши! Бабы, девки, мужчины, дети! Вот народ! Так смеяться над святым куличом, с самих себя, со всего в мире на Пасху! И где? На крышах, в окружении коней и коров, у которых только рога и головы торчат из холодной воды».
И во взрослом возрасте с душевным трепетом вспоминает художник, какое влияние на его детскую душу имели народные песни, щедровки, колядки, посвященные персонально каждому члену семьи. И он в девичьих колядках уже не озорник Саша, а «молодец Сашечка», что по торгу ходил, коня продавал и «сватал панночку из-за Дунаечка».
А над всем этим - могущественный, всепобеждающий дух природы - «очарованной Десны», леса, луга, покосные луга и даже наводнения: «Жили мы в полной гармонии с силами природы. Зимой мерзли, летом жарились на солнце, осенью месили грязь, а весной нас заливало водой, и кто этого не знает, не знает той радости и полноты жизни».
Мы не можем не согласиться с мудрым мнением писателя, который «современен всегда на дороге из прошлого в будущее». Поэтому нам понятны и близки старания автора довести читателям-современникам и будущим поколениям, что необходимо помнить о земле, где родился, беречь все лучшее в себе, что дано от природы и воспитано родителями, как драгоценное сокровище, чтобы не потерять «счастья видеть… звезды даже в будничных лужах на жизненных путях».
Ведь «мир открывается перед ясными глазами первых лет познания, все впечатления бытия сливаются в бессмертную гармонию, человечную, драгоценную. Грустно человеку, когда… оборачиваясь к наиболее дорогим источникам детства и отрочества, ничего не видит он дорогого, небудничного, ничто не греет его, не будит ни радости, ни человеческой печали. Итак, киноповесть «Очарованная Десна» - это незабываемое откровение автора, его духовное завещание потомкам и призыв создавать добро.
План
I. Источник становления личности писателя и его таланта.
II. Поэтическое отображение духовного богатства и бедности тружеников села - земляков и родственников писателя.
- Изображение в киноповести исторической судьбы украинской нации и ее культуры.
- Показ семейных традиций, увлечение талантами семьи и красотой работы.
- Раздумья над проблемами необразованности, бескультурья и губительных страстей людей села.
4. Философское осмысление красоты человека и красоты природы.
ІІІ. «Очарованная Десна» - лирический гимн человеку и природе.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение по теме Исповедь души художника в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
- Киноповесть «Украина в огне»: судьба народа сквозь призму авторского видения и оценки
- Творчество Александра Довженко (1894-1956)
- Красота человека и природы в киноповести А. Довженко «Очарованная Десна»
- Изображение войны в киноповести Александра Довженко «Украина в огне»
- «Очарованная Десна» как исповедь души А. Довженко