Киноповесть «Украина в огне»: судьба народа сквозь призму авторского видения и оценки
«Война стала большой, как жизнь, как смерть. Воюет все человечество. Будто земной шар влетел в какую-то кровавую сумасшедшую туманность. Война стала жизнью человечества. И тема войны на долгие года будет основной темой искусства… Украина должна родить «сильнейшие произведения о народе в войне…» - читаем в «Дневнике» Довженко, который стал своеобразным документом эпохи, свидетельством безобразной природы тоталитаризма. И такой шедевр Александр Довженко создал. Создал, выстрадал, взлелеял. Все пережитое и передуманное за первые годы войны оформилось в киноповесть «Украина в огне». Емкое, точное название…
Территория Украины неотвратимо оказывалась под тяжелым сапогом немца. «Самым страшным во время отступления был плач женщин… Плакала Украина. Она плакала горько, горько рыдала, свою судьбу горько проклинала». В киноповести Довженко ставит вопрос: почему же так произошло? И сам старается ответить, разобраться. Так как сам уже давно понял, что победа любой ценой будет добыта. И что ждет тогда его землю, ее людей? Тяжелым ударом оказалась для Довженко неподготовленность Советского Союза к войне. «Не было у нас культуры жизни - нет культуры войны.
Поэтому страдаем много и зря». Довженко в «Украине в огне» разоблачил сталинско-бериевскую систему, разоблачил ее уродливость и человеконенавистничество, то давление, которым она душила все нормальное, живое, человечное. Художник понимает оторванность власти от народа, убийственное равнодушие. И потому понимает, что Украина разрывается пополам сталинской и гитлеровской зверскими системами. И страдает его народ! Его родители… Каким мерилом измерить ту трагедию, которую пережила Украина?! В киноповести он заступается за свой народ, который несет потери на войне. Ком же, как не ему, было это сделать - сыну Украины, который мечтал превыше всего жить и создавать в родной стороне, возвратиться к ней пусть и после смерти. Он создает «сценарий о народе… о людях простых, обычных, тех самых, что называются у нас широкими массами, которые понесли тягчайшие потери на войне, не имея ни чинов, ни орденов. Он писал «Украину в огне» с огненной болью в сердце и пылким страданием за Украину, и потому таким больным для Довженко был постоянный запрет киноповести Сталиным. «Моя повесть «Украина в огне» не полюбилась Сталину и он ее запретил для печати и постановки…
Тяжело на душе и тоскливо…
Мне тяжело от сознания, что «Украина в огне» - это правда. Прикрытая и запертая моя правда о народе и его бедствии. Значит, никому она, не нужна и ничто не нужно, кроме панегирика». Вот так о том аде, в котором оказался украинский народ, писал Довженко, так страдал, так болел за Мать - Вдовицу, о которой, кажется, писал не чернилами, а кровью и слезами. «Стою на коленах. Целую землю, по которой проходили наши солдаты с боями, в которой полегли множество миллионов, спасая себя и Европу».