По словам В. Г. Белинского, ода «Фелица» - одно из «лучших созданий Державина, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне». Удивительно, что при такой высокой оценке критики данной оды сам поэт не решался ее напечатать. Ода оказалась известной благодаря знакомому Державина, советнику президента Академии наук О.П. Козодавлева, который показывал ее нескольким лицам, в том числе и Е. Р. Дашковой. Произведение было напечатано в первом выпуске « Собеседника любителей российской словесности», издание было связано с усилением борьбы Екатерины II против дворянской оппозиции.
Данная ода М. В. Ломоносова была посвящена важному событию в общественной жизни России - восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны. В сознании современников приход к власти этой императрицы связывался с окончанием мрачной эпохи правления Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны и «власти чужой руки» - бироновщины. Освобождение от засилья немецких временщиков вселяло надежду на возрождение национальных творческих сил - науки и культуры. Но не только этим ознаменовалось восшествие на престол этой императрицы - она «поставила конец» русско-шведской войне. М. В. Ломоносов, как один из самых просвещенных людей своей эпохи, не мог не питать надежды на скорое и неминуемое возрождение страны, ведь мирное течение жизни, разумное правление, внимание к наукам и просвещению воспринимались как залог будущего процветания России. Ода имеет традиционный ломоносовский зачин:
«Слово о полку Игореве» родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась. В первую очередь, это было связано с бесконечными междоусобными войнами, буквально раздирающими некогда могучее государство на части. С другой стороны, Руси начал угрожать внешний враг - грозные степные завоеватели. Словно предчувствуя неминуемую беду, автор произведения обратился к своим современникам, в особенности к тем, в чьих руках была сосредоточена власть и будущее страны, с пламенным призывом объединиться.
Поскольку фольклор и историческая жизнь народа неотделимы друг от друга, то историческими песнями можно считать все народные песни, ведь в каждой из них идет речь о каком-то конкретном моменте истории. Обрядовые и рекрутские песни, свадебные песни и песни о любви, социально-бытовые песни - все это часть нашей истории. Но собственно историческими принято считать песни, в которых изображены важные исторические события и выдающиеся национальные герои. В этих произведениях, по словам Н. В. Гоголя, - немеркнущая слава, «поэзия, и история, и отцовская могила» нашего народа, его боли, страдания, его надежды и мечты.
В любовной лирике Блока этого времени заметно не только стремление вырваться из темноты храма на простор жизни, но и попытки осмыслить личную тоску как проявление общей неустроенности человека: