«Спартак» Джованьоли впервые был напечатан на русском языке в 1880 году, в переводе известного революционера и писателя-народника С. М.. Степняка-Кравчинского, на страницах журнала «Дело». Эта книга выдержала с тех пор десятки изданий и пользуется неизменным успехом у юных читателей. Дореволюционные издания были сильно испорчены цензурой. Полный перевод появился только после 1917 года. Автор «Спартака» Рафаэлло Джованьоли (1838-1915) - гарибальдиец и республиканец, отдал себя с молодых лет делу Рисорджименто. Под водительством национального героя Италии Джузеппе Гарибальди он участвовал в военных кампаниях 1859, 1860 и 1866 годов. В качестве капитана одной из колонн гарибальдийцев Джованьоли отличился в боях за освобождение Рима от власти папы. Пафос революционной борьбы и демократические, республиканские идеи он переносит затем в свои исторические романы, посвященные древнему и средневековому Риму. Лучший из его романов «Спартак.
Герберт Джордж Уэллс (1866-1946) - второй после Жюля Верна классик научно-фантастической литературы, но его творческий метод заметно отличается от жюльверновского. Отдавая должное таланту своего предшественника, сам Уэллс попытался определить, в чем их различие. «Литературные обозреватели,- писал он в предисловии к американскому сборнику своих романов,- склонны были даже когда-то называть меня английским Жюлем Верном. На самом деле нет решительно никакого литературного сходства между предсказанием будущего у великого француза и этими фантазиями. В его произведениях речь почти всегда идет о вполне оауществимых изобретениях и открытиях, н в некоторых случаях он замечательно предвосхитил действительность. Его романы вызвали практический интерес: он верил, что описанное им будет изобретено. Он помогал своему читателю освоиться с будущим изобретением и понять, какие оно будет иметь последствия - забавные, волнующие или вредные. Многие из его предсказаний осуществились. Но мои повести… не претендуют на достоверность; это фантазии совсем другого толка».
Роберт Льюис Стивенсон (1850-1894) блистательно проявил себя во всех литературных жанрах. Талантливый романист, поэт, новеллист, драматург и литературный критик, он вошел на правах классика в детскую литературу прежде всего как автор знаменитого приключенческого романа «Остров сокровищ» (1883), а также авантюрно-исторических романов «Черная стрела» (1888), «Похищенный» (1886), «Катриона» (1893) и сборника стихотворений «Детский цветник стихов» (1885). Уроженец Шотландии, Стивенсон большую часть жизни провел за границей - в различных странах Европы, в Америке, а последние четыре года на островах Самоа. Покинуть родину заставил писателя туберкулез, преждевременно сведший его в могилу.
Джек Лондон (1876-1916) прожил короткую, но очень бурную и стремительную жизнь. Прежде чем стать писателем, он перепробовал десятки профессий и в поисках заработка исколесил всю Америку. Самый яркий период его биографии связан с пребыванием на золотых приисках Клондайка. Открытие в 1896 году золота на Аляске вызывает в Соединенных Штатах новый приступ «золотой лихорадки», жертвой которой становится и Джек Лондон, продолживший затем в новых условиях и на новом материале характерную для американской классической литературы золотоискательскую тему. Тревожная жизнь на диком Севере, скитания по морям и последующие путешествия обогатили его неиссякаемым запасом жизненных наблюдений. За шестнадцать лет напряженной писательской деятельности Джек Лондон выпустил около пятидесяти книг (152 рассказа и 19 романов).
По преданию фригийский раб, шутник и мудрец Эзоп жил в VI ве-ке до н. э. Но существовал ли он в действительности, неизвестно. Ему приписывалось сочинение множества басен не только древнейшего, но и более позднего происхождения. Во всяком случае, Эзопа всегда считали одним из первых авторов, которых должен прилежно выучить каждый школьник. У близкого по времени комедиографа Аристофана можно найти реплику: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил». В старинных рукописных сборниках к древнегреческим басням добавлялись еще творения римского баснописца Федра (I в. н. э.) и легендарное жизнеописание Эзопа-короткие анекдотические рассказы, восходящие к столь же древним фольклорным источникам, что и сами басни. Басни изложены прозой, предельно лаконичны и содержат в зерне хрестоматийные сюжеты поэтов-баснописцев нового времени - от Жана Лафонтена до И. А. Крылова.