Достоевский - создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония - многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные - «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его теории отражают так называемые «двойники» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные - антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).
«Самый талантливый поэт нашей советской эпохи» (И. Сталин). Этими словами тиран канонизировал образ поэта, сделал его творчество хрестоматийным, обязательным для изучения и уничтожил многомерный образ человека, который любил, страдал, искал свой путь в литературе и в жизни. Маяковский - заложник тоталитарной системы, коммунистической идеологии. В. Маяковский с увлечением встретил Февральскую и Октябрьскую революции. И потому среди грозных событий пред ним приоткрывались реальные возможности воплощения идей о создании нового, свободного, совершенного мира. Он много пишет, его произведения печатаются, впечатление от многочисленных путешествий по странам Европы и Америки вдохновляют Маяковского на написание новых произведений.
Символизм - литературное направление в модернистском искусстве конца XIX - начала XX столетия. Основная черта символизма - это преобразование конкретного художественного образа в многозначные символы. Поэты-Символисты вырабатывают собственные, эстетические принципы и противопоставляют их реализму и натурализму. Символизм в творчестве Александра Блока. Блок хорошо знал творчество В. Соловьева и восхищался его философской трактовкой женственного начала мира, двойной природой всего существующего: темная сторона света, которая известна всем, и светлая, духовная, которая раскрывается только перед избранными.
Интересно сопоставить повестьТургенева “Вешние воды” и рассказ Чехова “Ариадна”. На “сходство по теме” этих произведений обратил внимание Ю.Николаев.
И Тургенев и Чехов описывают драматическую судьбу двух мужчин (Санина и Шамохина), попавших в кабалу к красивым хищницам - Полозовой и Ариадне. Правда, разрешение этой сходной ситуации во многом различно. У Тургенева - в драматичном, и даже в трагическом ключе, а у Чехова - в обьективно-иронической манере. Пожалуй, главное, на что следует обратить внимание, - несоответствие внешней красоты и хищной натуры этих двух женщин. Чехов, как всегда, дает подробное описание физических данных Ариадны: “Это была брюнетка, очень худая, очень тонкая, гибкая, стройная, чрезвычайно грациозная”. Далее рассказчик продолжает: “… у природы, когда она творила эту девушку, был какой-то широкий изумительный замысел”. Тот же Самохин придает ее красоте какую-то сверхъестественную бесовскую силу: “в ней уже сидел бес, который день и ночь шептал ей, что она очаровательна, божественна … воображала себя в будущем не иначе как очень богатую и знатную”.
Тургенев видел в любви великую духовную силу. Ученые, в частности Г.Б.Курляндская, писали о сильных романтических тенденциях в ее изображении. Правда, следует иметь в виду разные типы любви в тургеневских произведениях: с одной стороны, любовь - великая духовная сила, пробуждающая личность к созиданию, - любовь тургеневских женщин (Наталья Ласунская в “Рудине”, Елена Стахова в “Накануне”, Марианна в “Нови” и т.д.). Символическим описанием зтой любви являются слова Тургенева в “Вешних водах” о первой любви Санина и Джемин: “Первая любовь - та же революция; однообразный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, чтобы там впереди ее ни ждало, смерть или новая жизнь; - всему она шлет свой восторженный привет”.