| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Стихийная сила любви в произведениях И. С. Тургенева и А. П. Чехова

Тургенев видел в любви великую духовную силу. Ученые, в частности Г.Б.Курляндская, писали о сильных романтических тенденциях в ее изображении. Правда, следует иметь в виду разные типы любви в тургеневских произведениях: с одной стороны, любовь - великая духовная сила, пробуждающая личность к созиданию, - любовь тургеневских женщин (Наталья Ласунская в “Рудине”, Елена Стахова в “Накануне”, Марианна в “Нови” и т.д.). Символическим описанием зтой любви являются слова Тургенева в “Вешних водах” о первой любви Санина и Джемин: “Первая любовь - та же революция; однообразный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновение, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, чтобы там впереди ее ни ждало, смерть или новая жизнь; - всему она шлет свой восторженный привет”.

В словах Тургенева звучит не только сила первой любви, но и возможность ее смерти. Такова судьба любви Санина и Джеммы: ” Он … не в силах был понять, как мог он покинуть Джему, столь нежно и страстно любимую, для женщины, которую он не любил вовсе?”. Стихийная страсть к Полозовой относится ко второму типу любви, о которой Тургенев писал и в других своих произведениях.

Павел Петрович в “Отцах и детях” попал под таинственные чары княгини Р., от которых он не смог избавиться и в последующие годы. “Что гнездилось в этой душе! Бог весть. Казалось, она находилась во власти каких-то тайных для нее самой неведомых сил; они играли ею как хотели”. Попав к ней в рабство, Павел Петрович “таскался за ней повсюду”, наконец закончил свой дни за границей в Дрездене”. Узнав от Аркадия печальные слова о жизни Павла Петровича, Базаров дает ему отрицательную оценку: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему ату карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек не мужчина, не самец”. Конечно, резкие слова Базарова о Павле Петровиче не вполне выражают позицию автора. Тем более, что сам Базаров попал под власть таинственного взгляда Одинцовой, хотя сумел преодолеть его. Да и драматическая история Санина заставляет задуматься на: этой проблемой. У Тургенева стихийные силы часто играют в судьбах его героев роковую роль, сводят на нет их разумные побуждения. Тот-же Санин, влюбленный в Джемму и готовившийся к свадьбе, попадает под власть Полозовой. “… на губах змеилось торжество - а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза”.

Тургенев придает этой власти сил чуть ли не глобальное, мистическое значение. Ми все должны смириться и преклонить голову перед неведомым - говорит Павел Александрович, герой повести Тургенева “Фауст”.

В отличие от Тургенева Чехов редко увлекался изображением стихийных, иррациональных сил природы, особенно любовных. Пожалуй, исключение составляет рассказ “Черный монах”, в котором черный монах - это призрак, продукт воображения Коврина. А его подруга Таня, напуганная этим призраком, - обычная земная женщина, пытающаяся лечить своего возлюбленного от этого недуга. Скорее всего профессия врача, в отличие от Тургенева, заставляла Чехова более объективно и научно описывать таинственные процессы жизни. И все-таки Чехов отдал дань изображению этих процессов, особенно в сфере любви. Правда, и здесь, в отличие от Тургенева, не злоупотреблял романтическими таинственными красками.

Гораздо реже Тургенева Чехов в своих произведениях описывает стихийную силу любви. Например, в рассказе “Несчастье” Софья Петровна, “красивая молодая женщина лет 25″, испытала такую любовь к присяжному поверенному Ильину. “Злилась она, что всю ее, вместо протестующей добродетели, наполнило бессилие, лень и пустота”. Она пробует бороться с этой силой, но лишь признает, “как силен и неумолим враг”, Бессильная, “мерзкая”, она идет на роковое свидание с Ильиным. То, “что толкало ее вперед, было сильнее ее, и разума, и страха”.

О власти над человеком стихийного, неведомого повествует рассказ “Шампанское”. Начальник полустанка на одной из наших Юго-Западных железных дорог, встречая Новый год, нечаянно уронил бутылку шампанского, Его жена побледнела от страха и предсказала: “Непременно случится что-нибудь”. Рассказчик пытается объяснить предсказание жены своей неудачной на ней женитьбой и ее недостатками: “не люблю я жены! Женился я на ней, когда еще был мальчишкой. Теперь я молод, крепок, она осунулась, состарилась, поглупела от головы до пят, набита предрассудками”. Трезвый и объективный автор тоже не склонен романтизировать роковой поступок своего героя, отдавая должное его физическому здоровью, недостаткам жены. А его новая возлюбленная далека от романтического ореола: “За столом сидела маленькая женщина с большими черными тазами…, все помолодело и повеселело в присутствии этого существа… красивого и порочного”. И в мотивах ее встречи с возлюбленным тоже отсутствуют всякие романтические идеальные причини. “Бежала от мужа, муж ее стар и деспот”. В финале рассказчик повествует о бешеном вихре любви, который разрушает весь его привычный жизненный уклад: “Все полетело к черту, верхним концом вниз… Страшный бешеный вихрь, который закружил меня как перышко. Кружил он долго и стер с лица земли и жену, и самую тещу, и мою силу”.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Стихийная сила любви в произведениях И. С. Тургенева и А. П. Чехова . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz