Рекомендация старшеклассникам: УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ
Вы, вероятно, обратили внимание, что учителя все чаще используют в обучении форму лекции. Опираясь на программу и материал учебника, они по-своему строят изложение темы, сообщают новейшие для нее данные, приводят более интересные доказательства высказанных положений. Школьная лекция в пределах 30-40 минут урока помогает вам сориентироваться в большом и сложном материале (а значит, экономит силы и время), способствует уяснению сущности излагаемой темы, развивает внимание, обогащает речь - словом, очень интересный и нужный метод познания.
Но слушание лекции - это труд, и труд нелегкий!
Поставьте себе задачу: отвлечься от всех посторонних мыслей и во что бы то ни стало выслушать до конца лекцию, а если требуется, записать ее. Такая твердая установка не будет лишней: она дает психологический настрой для работы.
Во время лекции не обращайте внимания на жесты и мимику лектора - только слушайте и записывайте. Вначале слушать всегда легче, но надо сохранить в себе силы и желание быть внимательным до конца. Если лектор говорит о том, что вы знаете, или уходит в сторону от темы (такое бывает и с учителями) - не записывайте, дайте себе отдых. Как записывать лекцию - слово в слово? Конечно же, нет! Все можно записать, если лекция не читается, а диктуется. Но диктовку уже нельзя назвать лекцией. Настоящая лекция - это мышление вслух, живая человеческая речь, требующая от слушателя не торопливой, бездумной записи каждого слова, а аналитической работы мысли: выделить главное, зафиксировать в памяти, сделать соответствующую запись.
Итак, записываются только главные, ключевые положения (слова, словосочетания, предложения), точные формулировки, определения, понятия, выводы, а иногда - наиболее важные факты, доводы. Записываются кратко, своими словами в то время, как лектор приводит доводы, доказательства или повторяет уже высказанную мысль.
Для лекционной записи разрешается пользоваться приемами сокращения слов.
Вот несколько рекомендаций.
1. Общепринятые сокращения:
- и т. д. - и так далее
- см. - смотрите
- и т. п. - и тому подобное
- ср. - сравните
- г. к. - так как
- т. - товарищ
- т. ч. - так что
- м. б. - может быть
- т. е. - то есть
- т. о. - таким образом
- ч.-л. - что-либо
- и др. - и другие
- г.-л. - где-либо
- и проч.- и прочее и др.
2. Условные (т. е. принятые самим слушателем)
- д-ия - демократия
- креп. - крепостной, крепостник
- вос-ние - восстание
- кр-во - крестьянство
- пр-ние - произведение
- р-ция - реакция и др.
3. Сокращения до корня слова:
- теор. - теоретический
- сборн. - сборник
- траг. - трагедия
- стих. - стихотворение и др.
4. Сокращение гласных в слове, отмеченное верхней скобкой
(как в старославянском языке):
- члк - человек
- двр-дворянин, дворянство
- рвц - революция
- лтр - литература и др.
5. Идеограммы:
- - направляется, ведет
- ? - вопрос, удивление
- \ - возрастает, растет
- ! - выражение чувства
общих правил записи лекций:
1. Пока вы не уловили мысль говорящего, ничего не пишите, а спокойно слушайте. Только поняв главную мысль, заносите ее на бумагу.
2. Не пытайтесь записывать, каждое слово, все равно не удастся. Гонитесь не за словами, а за главными мыслями и записывайте их как можно короче.
3. Пишите разборчиво, не «лепите» и не «мельчите», чтобы легко и быстро прочитывалось записанное.
4. Все, что лектор пишет, вычисляет, чертит на доске, переносится в запись. Если показывает картину, карту, иллюстрацию, надо записать название автора, год и место издания.
5. Вехами для деления записи на части, отделы и для указания на логические переходы являются «переходные» слова: далее, потом, с одной стороны, с другой стороны, во-первых, во-вторых, итак, следовательно, наконец и др. Их можно обозначить условным знаком-символом.
И последнее: сразу же после лекции записи обрабатываются. В случае несогласия с мнением лектора, непонимания тех или иных вопросов, пропуска какой-то важной мысли все, что зафиксировано в записи, выясняется и дополняется.
Только такая работа обеспечивает сознательное и прочное усвоение лекции. Интересно: как вы запишите лекцию учителя о жизни и творчестве Н. В. Гоголя?
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Рекомендация старшеклассникам: УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: