Консультация: О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума»
Вы начали читать художественное произведение (комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума») и сразу же многочисленные, пока еще незнакомые персонажи обступают вас. Этот мир известен нам лишь по книгам, рассказам старых людей, кинофильмам. Как ближе познакомиться с героями художественного произведения? Как понять и оценить их мысли, чувства, поступки? Как не упустить важные, существенные детали?.. Уже говорилось: необходимо неспешное, углубленное чтение-размышление. Нужна и запись: комментирование сюжетных положений, действий, поступков, высказываний персонажей. Пример такого комментирования - в главе «Читаем первое действие» (комедии «Горе от ума»), где осуществлена запись так называемого целевого наблюдения - последовательного знакомства с действующими лицами комедии (разумеется, в их связях друг с другом).
В первой рекомендации указывалось также, что есть и другая форма записи углубленного чтения - общее наблюдение, т. е. комментирование по ходу развития действия, по сценам. Пример - в продолжении чтения комедии: ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
- Перед нами Москва, какой ее видит и любит Фамусов:
- К Прасковье Федоровне в дом
- Во вторник зван я на форели.
- Куда как чуден создан свет!
- Пофилософствуй - ум вскружится;
- То бережешься, то обед:
- Ешь три часа, а в три дни не сварится!
- Отметь-ка, в тот же день…
- Нет, нет, В четверг я зван на погребенье
- Покойник был почтенный камергер,
- С ключом, и сыну ключ умел доставить;
- Богат, и на богатой был женат;
- Переженил детей, внучат
- Скончался; все о нём прискорбно поминают…
«Московские тузы» вызывают у Фамусова восторг и умиление. Чацкий явился в дом Фамусова ради Софьи и потому никого не собирался «разоблачать» и «выступать» с обличительными монологами. Ему просто хочется понять причину холодности Софьи. Но сам факт появления «вольнодумца», который иначе смотрит на Москву и ее «столпов», ставит его в положение политического противника Фамусова и его окружения.
Явление 2. Чацкий высказывает предположение о сватовстве, а Фамусов тут же предъявляет ему три требования: во-первых, не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-ка послужи. Чацкий ведет себя сдержанно. Оставляя без внимания первые два требования, он отвечает лишь на третье: Служить бы рад, прислуживаться тошно,-
на что Фамусов раздражается длиннейшим нравоучительным монологом «Вот то-то, все вы гордецы!». Сколько убежденности, чувства превосходства перед «нынешними» в этих словах!
Ответный монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть» выдержан в чуть насмешливых интонациях и вполне вежливых выражениях. Но Фамусов уже раздражен: даже в этой спокойной иронии он усмотрел в Чацком «карбонария», «опасного человека», который «властей не признает» и «вольность хочет проповедать»! Откуда такое раздражение? Фамусов имеет в виду не одного Чацкого, но многих других - таких, как Чацкий. Иными словами, Чацкий разговаривает с Фамусовым как с отцом Софьи, а Фамусов отвечает как охранитель общественного порядка.
Явление. 3-6. Приход Скалозуба приносит временное перемирие. В начале сцены Чацкий молчит, слушает (мысли его заняты Софьей). Фамусов же нарушает «перемирие» и «бьет» Чацкого и как жениха, и как вольнодумца:
- Вкус, батюшка, отменная манера;
- На все свои законы есть:
- Вот, например, у нас уж исстари ведется,
- Что по отцу и сыну честь:
- Будь плохонький, да если наберется
- Душ тысячки две родовых,- Тот и жених.
Значит, Чацкому ставятся в пример и деловые люди нового типа, и старички - «канцлеры в отставке». Когда же Фамусов начинает говорить о Чацком как об отсутствующем:
- Но захоти - так был бы деловой.
- Жаль, очень жаль, он малый с головой
- И славно пишет, переводит.
- Нельзя не пожалеть, что с этаким умом…
молодой человек отбрасывает сдержанность и отвечает монологом «А судьи кто?», декабристским по содержанию, по страстности в выражении чувств, по ораторскому мастерству. Он направлен не столько против конкретных собеседников - Фамусова и Скалозуба, сколько на зрительный зал, против фамусовского общества.
Явление. 7-10. Чацкий видит, как реагирует Софья на падение Молчалина с лошади, с болью слушает колкости, произносимые в ответ на его внимание к ней, осознает, что Софья не любит его. Но кого? Пока же мы узнаем то, о чем до сих пор только догадывались: Молчалин любит Софью «по должности»….
Самостоятельная работа. Продолжите чтение последующих действий комедии. Выберите сами форму записи наблюдений: целевую или общую. Обратите при этом внимание на следующие вопросы:
Действие третье
- - Зачем Чацкий приезжает в дом Фамусова в третий раз в течение одного дня?
- - Почему его не убедило признание Софьи в любви к Молчалину?
- - С какой целью Грибоедов ведет своего героя на званый вечер к Фамусовым?
- - Каким вы увидели фамусовское общество на этом вечере? Как подчеркнута несовместимость Чацкого с этими людьми? Покажите, что грибоедовская сатира в сценах званого вечера в доме Фамусова становится беспощадной.
Действие четвертое
- - К каким итогам приходит герой комедии?
- - Зачем введено новое лицо - Репетилов?
- - Чем завершается комедия? В чем необычность такой развязки?
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Консультация: О плане для сочинения по комедии Грибоедова «Горе от ума» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: