Антиподы и «двойники» Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Достоевский - создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония - многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные - «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его теории отражают так называемые «двойники» (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные - антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).
Лужин воспитывает в себе теорию «разумного эгоизма», которая лежит в основе «арифметических построений» Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот делец весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспомощность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии». В расчётах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей в целом помощью. Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчёмная старуха, как полагает Раскольников, всё равно умрёт, а падшая Соня, по мнению Лужина, всё равно - рано или поздно - украдёт. Правда идея Лужина не приводит его к топору, Раскольников же легко достраивает концепцию своего двойника: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Лужин очищает «арифметику» Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической направленности.
Антипод Раскольникова в отношении людей - альтруист Разумихин. Надо оговориться: он скорее антипод не Раскольникова, а Лужина, стоит на противоположном полюсе. Следующий «двойник» - прогрессист Лебезятников. Он варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников дискредитирует идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»
Порфирий Петрович выступает против бунта. Восстающая против несправедливого устройства мира бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Лебезятников - это карикатура на главного героя. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости и компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский дух. С Порфирием Петровичем Раскольникова роднит то, что главный герой отказывает «наполеонам» в праве роптать против существующего мироустройства, против бунта выступает и Порфирий Петрович.
Свидригайлов идёт дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. Но Свидригайлов терпит крушение. «Арифметика» опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых дел больше, чем у других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, не может оправдать преступления минувшего, а во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и порождает удушливые кошмары. Свидригайлов - это тот избранный, который «переступил» и без нравственных мучений, но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова - это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман героя. Соня Мармеладова предлагает герою путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил. Она протягивает ему кипарисовый крестик - символ возвращения к вере. Вычленяя компоненты идеи Раскольникова, отражённые в сознании двойников и их «перевёртышей», можно представить систему образов героев в виде трёх пар. Причём в каждой паре центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определённые противоположные начала.
Первая «тройка» - Лужин, Раскольников, Разумихин. Они решают вопросы, связанные с деятельностью человека. Здесь полюса - эгоизм - альтруизм. Рациональный эгоизм Лужина перерождается в сознании Раскольникова в разумный, а альтруизм Разумихина становится единичным.
Вторая «тройка» - Лебезятников, Раскольников, Порфирий. Они рассматривают социальные проблемы. Если Лебезятников отрицает нравственные и государственные нормы, то Порфирий утверждает защиту государства и морали. А Раскольников, как всегда, «раскалывается»: он утверждает право на протест человека необыкновенного и повиновение «твари дрожащей»
Свидригайлов - Раскольников - Соня рассматривают общечеловеческие проблемы. Если Свидригайлов исповедует бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности, то Соня - глубокую веру, христианское смирение, человеколюбие. Раскольников, как всегда, находится где-то посередине: с одной стороны он проповедует индивидуализм и бунт, а с другой, - ищет веры, не зря просит прочесть Соню строки из Евангелия.
Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова. Через сознание главного героя герои могут смотреть друг в друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагает свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Сознание центрального героя становится своего рода проводником мыслей от одного нравственного полюса к другому. Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует круг проблем. Например, в ряду Лужин-Размуихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека. «Я для себя» - утверждает Лужин. «Я для других» - убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне - между эгоизмом и альтруизмом. Следующий ряд Лебезятников-Порфирий Петрович. Здесь писатель пристально рассматривает социальные проблемы: отрицанию определённых социальных и нравственных устоев противопоставляется их защита. В мире Раскольникова это противостояние проявляется в метаниях героя между бунтом против существующего порядка и смирением перед ним.
Проблему третьего ряда Свидригайлов - Соня - философские, общечеловеческие. «Необыкновенные» люди не являются достоянием определённой эпохи, они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времён, продолжается и поныне. Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством - вот откуда мощный размах его конфликта с миром.
В мире Раскольникова всё доводится до крайнего своего выражения: безобидный протест Лебезятникова перерождается в страшный анархический бунт, единичное добро Разумихина достигает всечеловеческих масштабов, мелкая «арифметика» Лужина вырастает в теорию, толкающую к топору. В Раскольникове всего «слишком»: от последней степени нищеты до чудовищной силы самодовлеющей идеи.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Антиподы и «двойники» Раскольникова в романе «Преступление и наказание» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
- Теорія Родіона Раскольникова: «тварини тремтячі» і «право що мають»
- Крах теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
- Гуманізм роману Ф. М. Достоєвського «Злочин і покарання»
- Принижені і ображені (по роману Ф. М, Достоєвського «Злочин і покарання»)
- Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»