Пантелеймон Кулиш является автором пяти поэтических сборников и десяти поэм, большого количества переводов, баллад, дум, басен. Такой значительный поэтический задел охватывает много тем, но в центре постоянной и неопровержимой любви поэта стоит Украина. Во многом поэтическое творчество Кулиша соотносительное с творчеством Тараса Шевченко. Единое, что он не воспринимал - это радикализм шевченковского слова. Бунтарство, гайдаматчина, восстание, всяческие народные сдвиги не были присущий поэзии Кулиша:
Я не поэт и не историк. Я - пионер с топором тяжелым. (П. Кулиш). Пантелеймон Кулиш был противоречивой личностью. Безусловно, талантливый, он никогда не был особенно скромным в оценке своей деятельности, но считал, что основу его жизни определяла культурологическая деятельность. Кулиш, по словам Николая Зерова, был «пионером культуры на Украине». Ежедневная, кропотливая работа на ниве украинской культуры. Пантелеймон Кулиш пришел в восхищение идеями славянского единения, которые поднимались в Кирилло-Мефодиевском братстве, и воссоздал их в романе «Черный совет», в «Повести об украинском народ» и в других произведениях. С участниками братства Кулиш встречался редко, так как в настоящее время жил в Петербурге, где работал старшим учителем словесности в гимназии и лектором русского языка в университете, преподавал иностранные языки, отдавал всего себя научной работе. Но увлечение идеями общества натолкнуло его на мысль об особой важности Украины и о праве ее на отдельное от империи существования.
«Надо любить человека. Больше, чем самого себя», - писал большой гуманист, писательОстап Вишня. Свой народ, родную землю Павел Михайлович любил, как солнце. В дневнике художник с большой гордостью пишет, что он всегда ощущал себя врачом народным - и из того был счастливый, что вся своя жизнь «хотел, чтобы сделать народу что-то хорошее». Дневник Остапа Вишни «Думы мои, думы мои…» раскрывает его взгляды назначения писателя, его мысли о месте сатиры и юмора в литературе. Для литературы, по глубокому убеждению писателя, нужна «прежде всего, честность. Потом уже гений, талант, способность». Широко известными стали слова Остапа Вишни: «Когда входишь в литературу, чисть ботинки! Не забывай, что там былГоголь, был Шевченко! Оботри ботинки!» Таким хрустально чистым, честным, бескомпромиссным был и писатель, который всю свою жизнь честно служил народу и родине, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства. Он был репрессирован, пробыл в сталинских лагерях, но не утратил веру, не перестал быть добрым и улыбающимся, не разочаровался в людях, даря им свои замечательные произведения, помогая жить, бороться с недостатками, верить в лучше.
Впервые литературный псевдонимОстап Вишня появился 22 июля 1921 года в газете «Крестьянская правда» был опубликованный фельетон, из того времени Украина узнала о большом юмористе Остапа Вишню - Павла Михайловича Губенко. Писал он вдохновенно, быстро, остроумно. Только за два года (1923-1924) сатирик опубликовал свыше пятисот произведений. Популярность Вишни ширилась со скорость лесного пожара. Ведь он молниеносно завладевал умами и сердцами многомиллионных читательских масс в городе и на селе. Книжки его покупались сразу, нарасхват. Остап Вишня создал свыше 2500 фельетонов, памфлетов, новелл, пародий, очерков, рецензий, сатирических пьес. Конечно, не все они художественно равноценные, тем не менее, подавляющее большинство произведений юмориста является оружием в борьбе против темноты и отсталости, разнообразных проблем в жизни людей, будет помогать формированию эстетичных идеалов человека.
О творчестве И. Франко написано так много, что, кажется, довольно было бы и стараться что-то прибавлять. Это так, но каждое новое поколение имеет право на свое прочтение классики. Иначе классика бы уже давно не была никому нужна. Что же прежде всего привлекает внимание, когда читаешь стихи И. Франко? Неоднозначность мышления, постоянное наличие второго содержательного плана. В частности, знаменитый «Гимн» всегда толковали как призыв к революционным действиям обездоленного народа. Может, и это правильно. Но Франко писал не примитивно. Вчитаемся: