Человек - творение не только природы, а и общества, в котором живет. Итак, окружающая среда имеет большое влияние на формирование характера, поведение и поступки людей. ОльгаКобылянская в своей повести «Человек» мастерски характеризовала интеллигенцию среднего благосостояния глухого провинциального городка. Прежде всего, это семья главной героини Елены. Отец, Эпаминондас Ляуфер, был лесным советником, «имел большое уважение, большое влияние и большие доходы». А еще имел слабость: «любил одушевляться горячими напитками», и считал, что к этому никому нет дела, это его собственное дело. Данная «слабая сторона» со временем имела все большие следствия: господин лесной советник каждый раз больше проводил времени в кофейне «со своими выбранными товарищами при «бутылке» и роптал горькими словами на свою бесталанность». А жаловаться было чего: сын Герман-Евгений-Сидор, на который полагалось много надой и которого мечтали видеть даже надворным советником, не хотел учиться, едва составил испытания, а когда отбывал военную службу, то основными его занятиями были «попойка и прочее праздность…» За это время он наделал большие долги и ввел семью в материальное затруднение.
Школьное сочинение по повести О. Кобылянской «Человек».ОльгаКобылянская, выдающаяся украинская писательница, наблюдая за положением женщины в тогдашнем обществе, мечтала о равноправии ее с мужчинами в получении образования, в воспитании, в выборе своего собственного жизненного пути. Этой проблеме она посвятила большинство своих произведений, и первейший из них - «Человек». В этой повести мы знакомимся с Еленой Ляуфер - дочерью царського лесного советника. Она читает серьезные книги, разговаривает с молодыми людьми о «социализме, натурализме, дарвинизме, вопросе женском, вопросе о рабочих…», отстаивает «равноправие между мужчиной и женщиной». Это ужасно пугало родителей, вызвало осуждение в их знакомых и товарищей, ведь девушка шла против всех упроченных взглядов и традиций, которые существовали в этом провинциальном городке. Девушки должны были изучать французский язык, овладевать музыкой и танцами, готовиться полностью, отдать себя во власть мужчине. Мать и отец другого пути для Елены не видели и не желали, а особенно после того, как их сын Герман-Евгений-Сидор своей разгульной жизнью наделал много долгов семье. Отец тоже зачастую пьянствовал и потерял работу, поставив семью в большое материальное затруднение.
Задумывался ли кто над тем, почему среди украинских деятелей культуры так много женщин? Наверное, это черты национального характера - гордость, высокое самосознание, стремление к образованию и служению общине - привели их к общественно-полезной деятельности. А также традиция, которая тянется от давних еще времен - княгини Ольги, Анны Ярославны, Насте Лисовской, Марии Занковецкой, Соломии Крушельницкой, Леси Украинки и других наших знаменитых землячек. В этом ряде стоит и выдающаяся украинская писательница Ольга Юлиановна Кобылянская. Кто, как не женщина, лучше может понять женские проблемы? Это же первое произведение на украинском языке - повесть «Человек» - О. Кобылянская посвятила именно женщине, ее стремлением и устремлением. В уста главной героини Елены Ляуфер она вложила свою программу женской эмансипации, и этим стремилась пробудить своих «сонных сестер», открыть им глаза на их действительно унизительное положение в обществе: быть лишь дополнением к мужчине и его украшением. Вся система воспитания и образования девушек того времени сводилась к овладению на французском языке, танцами, манерами поведения и основами домашнего хозяйствования. Она совсем не была направлена на то, чтобы женщина могла самая себя обеспечить, а назначалась снова же таки на развлечение мужчинам, на их обслуживание. Главное для девушки - удачно выйти замуж, обеспечить себе зажиточную жизнь. Чувство при этом к вниманию не брались - привыкнет, подчинится, надеяться ей все равно ни на что. Писательница подняла свой голос на защиту тех бедных интеллигентных девушек, которые по каким-то причинам не смогли выйти замуж. Нужно и им дать возможность получить соответствующее образование, работу, чтобы они обеспечивали себя материально, чувствовали людьми, не унижались и не ждали, чьей то ласки.
Иван Карпович Тобилевич (лит. псевдоним - Карпенко-Карый) родился 17 сентября 1845 г. в слободе Арсенивке на Херсонщине в семьи управляющего помещичьего имения. Учился в Бобринецком уездном училище, которое закончил в 1859 г. С того времени почти двадцать лет служил канцеляристом. С начала 60-х лет активно участвовал в украинской театральной жизни. На протяжении продолжительного времени входил в разные театральные труппы, на основе которых сложился так называемый театр корифеев. Выполнял преимущественно комедийные актерские роли. Умер Карпенко-Карый 2 сентября 1907 года. Карпенко-Карый - автор многих пьес. Настоящую популярность ему принесли комедийные произведения «Мартын Боруля» (1886), «Сто тысяч» (1889), «Хозяин» (1900). В них автор выступил проникновенным наблюдателем жизненных процессов, которые предопределяли существенные изменения в украинском обществе. Драматург обратил внимание на искривление крестьянской психологии, вызванные маниакальной жаждой обогащения. Моральная деградация, разрушение родственных и человеческих взаимоотношений, самодурство и тупое чванство - такие отрицательные черты увидел Карпенко-Карый в украинской крестьянской среде. В комедии «Хозяин» драматург изобразил человека, который перешел границу, за которой теряется весомость моральных удерживаний. Для героя - миллионера в вонючем кожухе - стремление наживы превратилось на болезненную психологическую зависимость, которая приводит к деградации личности.
Основные свои произведения И. Карпенко-Карый писал в 80-те года XIX столетие, в то время, как в обществе состоялись глубокие изменения, приобрели развитие новые, капиталистические, отношения. Началось интенсивное расслоение общества на классы, которое дало о себе знать всеми поледствиями и в Украине. Новые явления тогдашней жизни в полном и характерном их проявлении Карпенко-Карый изображает в своих произведениях очень убедительно. Не порывая с национальной театральной традицией (так как же в центре так же остается народная жизнь и народные типы), он все же таки выводит украинскую драматургию из круга домашних, личных проблем, главное внимание, сосредоточивая на общественных вопросах и расположениях духа, на экономическом развитии народной жизни. Новый материал требовал новой жанровой формы. Карпенко-Карый обращается к жанру «серьезной комедии», обогатив не только идейно-тематическую, а и жанровую палитру украинской драматургии.