Была ли О. Кобилянска единственной женщиной-писательницей на рубеже XIX-XX столетий? Существовало понятие «женской литературы», поскольку именно в то время появились литературные произведения писательниц Кристины Алчевськой, Ульяны Кравченко. Днепровской Чайки (Людмила Василевская), Ольги Кобилянской, Лесе Украинки. Ольга Кобилянска родилась в семье чиновника-юриста. Мать была из немецко-польской семьи, прививала ей уважение к работе, любовь к познанию, к культуре, научила музыке. И хотя начальное образование Ольга Кобилянская получила немецкое, отец был в состоянии научить ее украинскому языку благодаря частным урокам. Круг чтения девушки состояло преимущественно из немецких книг: Шиллер, Келлер, Гайне и вторых. Это повлияло на формирование мировоззрения будущей писательницы.
Ольга Юлиановна Кобилянская родилась 27 сентября 1863 г. в г. Гура-Гумора на Южной Буковине (ныне г. Гура-Гуморулуй в Румынии) в семье служащего. В 1873-1877 гг. О. Кобилянская училась в начальной четырехлетней немецкой школе. Не имея возможности учить дальше, дальнейшее образование она приобретала самостоятельно. С 1889 по 1891 г. О. Кобилянская жила в с. Димка Серетского уезда. Позднее, она вместе с семьей переехала на постоянную жизнь к Черновцам, активно участвовала в женском движении, 1894 года выступила одним из организаторов «Общества русских женщин на Буковине». 1899 года О. Кобилянская побывала на Поднепровской Украине, посетив семью Косачей на Волыни, Лисенков и Старицких в Киеве, могилу Т Шевченко в Каневе. После первой мировой войны и румынской оккупации Северной Буковины, писательнице пришлось жить в тяжелых условиях, испытывая преследования со стороны румынской власти. С 1927 г. в Украине было начато 9-издание собрания сочинений О. Кобилянской. Того же года на 40-отметку литературной деятельности ей была предназначена правительством УССР пенсия, которая дала писательнице возможность улучшить материальный залог и приобрести собственный дом, в котором писательница прожила последние годы своей жизни. В 1940 г. О. Кобилянская поздравляла присоединение Северной Буковины к УССР, активно выступала в печати с публицистическими статьями и воспоминаниями. Того же года она была принята в Союз советских писателей Украины. Умерла О. Кобилянская 21 марта 1942 г. в Черновцах.
С давних времен жила в человеке большая любовь и уважение к земле, которая была то кроткой матушкой, то злой повелительницей человеческих душ. Она и дарила, она же и забирала. Но все ж таки крестьянин, который не имел земли, не ощущал себя человеком. Поэтому и горбился на ней, отдавал все силы, всю жизнь. Для него земля была всем: кормилицей, домом, даже богиней, которой он время от времени приносил жертвы. И жертвой иногда должна была быть собственная судьба. Особенно тяжело было выбрать жизненный путь крестьянину, который ничего не видел, кроме своего села и своего клочка земли. Мог ли он решить, как жить, к чему стремиться? Все его деды и прадеды работали на земле, отдали ей все, что только может дать человек, и легли в нее, приказав правнукам продолжать свое дело. Так произошло бы и с Ивоникой Федорчуком, который старался передать детям свою вековую любовь к земле. Но судьба насмеялась над ним, перечеркнув все, что было близкое и дорогое, забрав веру и надежду, оставив тяжелое чувство своей ненужности. Ивоника всю жизнь работал. Хорошо зная, что «мужчина без работы ничего не стоит», он со своей женой Марийкой тяжелым трудом зарабатывал деньги, чтобы потом купить себе землю. Земля… Святое слово. Она владеет всеми его помыслами и поведением, влияет на взаимоотношения между людьми, на отношения в семье. Она - источник красоты: «Ивоника любил ее. Он знал ее в каждой поре года и в разных ее настроениях, будто себя самого». Но одновременно боялся ее, так как видел: она ждала жертвы. Нужно ли тогда было так слепо ей поклоняться, так верить в нее? Возможно, ведь крестьянин без земли - ничто, пустое место. Поэтому Ивоника хочет, «лишь бы и внуки мои и дети внуков моих не отрывались» от земли. Она застилает все, она повелительница, она хозяйка, хотя Федорчуку кажется, что он хозяин. Но земля брала себе маленькие жертвы, пока не потребовала большей - смерти человека. И получила ее. Это очень ошеломляет Ивонику, в отчаянии он говорит над гробом Михаила: «Не для тебя, сынок, была она, а ты для нее! Ты ходил по ней, лелеял ее, а как вырос и стал годен, она отворила пасть и забрала тебя… Дурак был ты на ней, дурак!.. Ходил, говорил, делал да и думал, что для себя… Наймитом был ты, наймитом!»
Знаете ли вы, что когда-то земля была повелительницей крестьян? Да, именно повелительницей. Ведь раньше ради клочка земли крестьянин готов был перенести все злоключения, одичать, стать на горло всем человеческим чувствам. Даже убить родного брата. Об этом нам рассказывает повесть О. Кобылянской «Земля». Интересно, что в основу ее сюжет положен действительный факт братоубийства, который случился в селе Дымки Глыбацкого уезда на Буковине осенью 1894 года. В семье Константина Жижиана младший брат для того, чтобы получить по наследству родительскую землю, убил старшего брата. Тем не менее, не надо считать, что это явление было типичным и чуть ли не в каждой семье случались такие убийства. О. Кобылянская шаг за шагом показывает глубокую зависимость крестьян от земли. Частная собственность на нее определяет и взаимоотношения между людьми, формирует их психологию, направляет их поведение, поступки и действия. Ивоника и его жена Марийка уважают старшего сына Михаила, так как он любит землю и энергично работает на ней. К младшему сыну Савве у них нет такого чувства, он легкомысленно относится к земле, ленится и не хочет ее добросовестно обрабатывать. А это для крестьян было не очень добрым показателем: не работаешь - пойдешь по миру. Из-за того, что Рахира не имела земли, родители не дают согласия на бракосочетание Саввы с ней.
Ольга Юлиановна Кобылянская родилась 27 сентября 1863 г. в г. Гура-Гумора в Южной Буковине (ныне г. Гура-Гуморулуй в Румынии) в семье служащего. В 1873-1877 гг. О. Кобылянская училась в начальной четырехклассной немецкой школе. Не имея возможности учится дальше, дальнейшее образование она приобретала самостоятельно. С 1889 по 1891 г. О. Кобылянская жила в с. Дымка Серетского уезда. Позднее она вместе с семьей переехала на постоянную жить в Черновцы, активно участвовала в женском движении, 1894 года выступила одним из организаторов «Общества русских женщин на Буковине». 1899 года О. Кобылянская побывала на Поднепровской Украине, посетив семью Косачей на Волыни, Лысенков и Старицких в Киеве, могилу Т. Шевченко в Каневе. После Первой мировой войны и румынской оккупации Северной Буковины писательнице пришлось жить в тяжелых условиях, испытывая преследования со стороны румынской власти. С 1927 г. в Украине были начаты издания 9-томного собрания сочинений О. Кобылянской. Того же года на празднования 40-летия литературной деятельности ей была предназначенная правительством УССР пенсия, которая дала писательнице возможность улучшить материальный доход и приобрести собственный дом, в котором писательница прожила последние года своей жизни. В 1940 г. О. Кобылянская приветствовала присоединение Северной Буковины к УССР. Активно выступала в печати с публицистическими статьями и воспоминаниями. Того же года ее было принято в Союз советских писателей Украины. Умерла О. Кобылянская 21 марта 1942 г. в Черновцах.