Как написать сочинение по повести О. Кобылянской «Земля»
Знаете ли вы, что когда-то земля была повелительницей крестьян? Да, именно повелительницей. Ведь раньше ради клочка земли крестьянин готов был перенести все злоключения, одичать, стать на горло всем человеческим чувствам. Даже убить родного брата. Об этом нам рассказывает повесть О. Кобылянской «Земля». Интересно, что в основу ее сюжет положен действительный факт братоубийства, который случился в селе Дымки Глыбацкого уезда на Буковине осенью 1894 года. В семье Константина Жижиана младший брат для того, чтобы получить по наследству родительскую землю, убил старшего брата. Тем не менее, не надо считать, что это явление было типичным и чуть ли не в каждой семье случались такие убийства. О. Кобылянская шаг за шагом показывает глубокую зависимость крестьян от земли. Частная собственность на нее определяет и взаимоотношения между людьми, формирует их психологию, направляет их поведение, поступки и действия. Ивоника и его жена Марийка уважают старшего сына Михаила, так как он любит землю и энергично работает на ней. К младшему сыну Савве у них нет такого чувства, он легкомысленно относится к земле, ленится и не хочет ее добросовестно обрабатывать. А это для крестьян было не очень добрым показателем: не работаешь - пойдешь по миру. Из-за того, что Рахира не имела земли, родители не дают согласия на бракосочетание Саввы с ней.
Марийка выгоняет со своего дома Анну с маленьким ребенком, отцом которой был Михаил, так как наймичка Анна тоже без земли. Видите, нет земли - и не куда тебе деваться. По мнению автора повести, это типичная психология крестьян, привыкших работать на земле, питаться ею, но такой взгляд на собственность не приводит к добру. Это, наконец, после смерти Михаила понял Ивоника, это увидела Марийка, это уяснил для себя, когда был живой, Михаил, а Савва никогда не стремился быть хозяином на земле, разве что только для того, чтобы жениться на Рахире, которую очень любил. Так вот нам и надо осмыслить сущность человеческого бытия: справедливо ли то, что земля стала повелительницей людей, и у них, кроме того, чтобы приобрести какой-либо, хотя бы небольшой ее клочок, нет никаких желаний. Способен ли так жить дальше человек, или возможно как-то это изменить? Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами нужно проследить жизненный путь главных героев, останавливаясь именно на их отношении к земле. Попробуем начать с Ивоники Федорчука.
Он от природы спокойный и кроткий человек, «с чудесно нежным чувством и добродушно несмелым сердцем». Это трудолюбивый земледелец и любящий отец. Главное для него - земля, работа, честь. Земля каждый раз имеет большую власть над Ивоникой, чем все его иные помыслы. Хотя это еще не похоже на сумасшедшие мечтания, но уже близко к идее «фикс». Так как земля стала для него живым существом, родным и дорогим. Ивоника в воображении разговаривает с ней, обожествляет ее. Хорошо, что он не смастерил идола, чтобы приносить ему жертвы. Хотя со временем жертва была принесена…
Земля для Ивоники представляет смысл его жизни. Отдав земле все, что может отдать ей человек, он вынужден и теперь ежедневно настойчиво работать для того, чтобы держаться на ней, чтобы не попасть в строй безземельных крестьян. Говоря, что «мы, будто черные волы, таскаем с утра до ночи», Ивоника думает не о том, чтобы облегчить свою работу, а о том, чтобы больше энергии, больше сил, больше трудолюбивых рук отдать земле, так как «руки, по его выражению, - это все наше богатство, то наше добро, то наше сокровище».
Когда пишете сочинение, сделайте ударение на том, что главное в жизни Ивоники - это земля, ради нее он готов на все (только, конечно, не крушить направо и налево тех, кто к этой «богине» приблизится). Именно она является сущностью его бытия, именно она владеет всеми его помыслами. Нам в самый раз надо показать, как проходит процесс «прозрения» этого старого человека, так как он начинает понимать, что не надо «зацикливаться» на земле, ведь есть и другие ценности, которые все-таки важнее, чем слепое обожествление земли, хотя она и является кормилицей. Имея землю, Ивоника с чрезмерным упорством работает на ней, бережет и стремится ее расширить. К этому привлекает и своих сыновей, которые должны продолжать начатое им дело. Именно поэтому он говорит: «Я хотел бы, лишь бы и внуки мои и дети внуков моих не отрывались от нее», от земли. Трагическая смерть Михаила от руки Саввы ошеломила Ивонику. На протяжении многих лет он считал, что земля приносит радость человеку, что человек является хозяином земли, а теперь увидел совсем противоположное. В этом моменте вам надо подчеркнуть, что именно здесь разрушаются все представления Ивоники. Он теряет смысл жизни, теряет идеалы.
Что же теперь происходит с Ивоникой? Пережив большую личную трагедию, он постепенно теряет веру в землю. О своих наследниках теперь не думает. Савве земли не отдает, сам работает на ней, но уже не с таким упорством. Погоня за землей у него исчезает, но, как дальше жить, он теперь и не воображает. Надеется, что следующее поколение, получив образование, разрешит этот вопрос и ликвидирует власть земли над крестьянином. Вот почему он наилучший кусок своего надела передает сыну Анны - Иванку, который не будет «к земле привязываться», а пойдет в школу.
Рассмотрим теперь образ Марийки. Она - трудолюбивая, как ее муж, кроткая и честная женщина. В трудной трудовой жизни она покорно шла всегда рядом с Ивоникой. Вместе с ним была в батрачестве и на заработках, вместе с ним она работала и голодала, собирая упрямо деньги для приобретения собственной земли, для заведения собственного хозяйства. Трудные жизненные обстоятельства, зависимость от земли сделали ее скупой и черствой во взаимоотношениях с людьми. Для нее становится достойным внимания лишь тот, кто имеет землю, деньги, имущество.
Все поступки Марийки обусловлены ее взглядами на землю, на собственность. Постоянная борьба за существование убила в ней все светлые стремления. Посмотрите: она имела двух сыновей, но осталась без них; мечтала о том, что будет на старости присматривать внуков, но вечная погоня за землей лишила ее и этой радости. Погублены все ее мечты и ожидания. Теперь «сумасшедшая тоска окутывала ее». «Сама во всем виновата! Одна-одинешенька она», - говорит с печалью Марийка. Стоит вопрос: следует ли было всю жизнь положить на «ничто», на «марево», из-за которого было все разрушено? Земля ведет к братоубийству. Младший брат убивает старшего. Виновна во всем повелительница-земля, виновен во всем общественный порядок. Сначала Савва был равнодушным к земле, работал на ней неохотно. Но под влиянием Рахиры, что «была для него богиней», он изменяет свои намерения и делает попытку возвратиться к земле, так как без нее на селе нельзя содержать семью и быть чтимым крестьянами. Родители не хотели и слышать о Рахире и поставили его перед выбором: или Рахира, или земля. Но Савва хочет иметь и то и другое. Он идет на преступление, убивает брата для того чтобы родительское наследство досталось ему одному. В этом ли видит Савва смысл своей жизни? Анализируя поведение героя, мы видим, как общественный порядок изменяет и разрушает мораль человека.
Что же из себя представляет Михаил? Сначала мы его видим как достойного продолжателя родительской традиции в хозяйстве. Он, как и отец, любит землю и попадает в зависимость от нее. Но ознакомление с жизнью города во время военной службы освободило этого крестьянского сына из-под власти земли. Это не значит, что Михаил чувствовал себя в городе как молодецкий гусар. Наоборот, его ждала страшная муштра. Тем не менее, именно в городе Михаил понял, что можно прожить и без земли. Так он говорит Анне, которая уйдет с ним из села, если родители не дадут согласия на их брак. «Там я уже найду себе работу и не пропаду… в городе живут люди и без земли». Удивительно, как изменилась психология крестьянина. Теперь уже не земля является смыслом его жизни, а родственное счастье. Это надо воссоздать в произведении. Тем не менее, произведение не должно превратиться в перечень жизненных обстоятельств главных героев. Вам нужно сначала написать, что земля становится повелительницей дум и стремлений людей, но со временем эти иллюзии разбиваются под влиянием жизненных обстоятельств. И тогда крестьянин понимает, что не следует обожествлять, не следует отдаваться до конца тому, что является причиной разрушения человеческих отношений, разрушения семьи. Т.е. люди должны по-иному посмотреть на свою жизнь, спрашивая себя, правильно ли они до этого жили. К сожалению, иногда для осмысления сущности человеческого бытия должна произойти трагедия.
Не забывайте цитировать, объединяйте свою мысль с цитатой, которую подаете. Приятное впечатление оставит то произведение, в котором цитаты метко и органически будут связаны с собственными высказываниями и соображениями.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Как написать сочинение по повести О. Кобылянской «Земля» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: