Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которую автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность - обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими. А. Чехов старался изобразить именно «средних», обычных людей, самые распространенные типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники - все они рассматриваются писателем с одной точки зрения. Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического - как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все. Но даже не перекрывает полностью великую боль писателя, вызванная невозможностью бессильного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает его в топкое болото.
Первые его опыты в драматургии, относящиеся к середине 50-х и началу 60-х годов, были настолько неудачными , что на четверть века отбили у Толстого охоту писать для сцены. С «Власти тьмы» начинается его большая драматургия, занявшая видное место в русском и мировом драматическом и сценическом искусстве. «Власть тьмы» была написана Толстым в ту пору, когда официальная Россия готовилась отпраздновать 25-летие «реформы» 1861 года. Драма Толстого разрушала легенду о процветании пореформенной деревни, о благоденствии «осчастливленного» царским манифестом русского мужичка. Писатель нарисовал устрашающую картину дикости и варварства, укоренившихся в деревне за века крепостничества.
«Тарас Бульба» - это повесть, посвященная ярчайшим страницам истории украинского народа. Главный ее герой, Тарас Бульба, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Коренастая фигура, мужественное лицо, открытый смелый взгляд, казацкие усы. Таким предстает перед нами со страниц повести шалашный полковник Тарас Бульба. Он любит простую казацкую жизнь. Поэтому и проводит свою жизнь в Запорожской Сечи, так как он - защитник родной земли, православия и законов своих предков. Такими хочет видеть и своих сыновей. Гордится он сыновьями, наблюдая, как крушат они врага в первой битве. Сам Тарас провел всю свою жизнь в битвах с поляками, турками, татарами. «Нет среди казаков никого, кто был равным ему в доблести». Это мудрый, с большим жизненным опытом казак. Поэтому именно его избирают запорожцы своим атаманом. Он всегда в центре битвы. Ободряет казаков, дает им советы.
Русскоязычный писатель украинского происхождения - родился в Сорочинцах Полтавской губернии. С детства будущего писателя поражает праздничная приподнятость украинских традиций, мистичность верований. Его интересовала история Украины, выдающиеся личности прошлого. Эти темы скоро войдут в творчество Гоголя: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831), «Миргород» (1835). В 20-летнем возрасте Гоголь едет в Петербург с целью «делать благо», стать полезным для общества; был знаком с Пушкиным, Жуковским, печатался в известных журналах Петербурга. Петербургский период жизни вносит в его творчество тему «маленького человека» («Шинель», «Нос»). В произведениях выразительно звучит сатирический, гротескно-обвиняющий голос писателя («Мертвые души», «Ревизор»). Есть в истории украинского народа могущественный и прекрасный период: это - запорожское казачество. О нем написано немало интересных произведений, и одно из лучших - повесть М. В. Гоголя «Тарас Бульба», над которой писатель работал почти десять лет. Изображая героическую борьбу народа за свое национальное освобождение, автор показывает судьбы героев в единстве с народным движением.
И.Бунин оставил Россию в феврале 1920 г. и через Одессу, Константинополь, Белград приехал в Париж. Он не принял февральскую революцию, а время после октября 1917 г. назвал «окаянными днями». Он чувствовал свою правоту, когда, видя зло и разрушение, говорил, что силы, творящие историю, бессмысленно жестоки. Таковыми были и русская, и французская революции (рассказы «Богиня разума», «Несрочная весна», «Безумный художник»). Не ломая ничего в своем художественном мире, он, уже в другое время и в других условиях - вне России, переживает трагедию России, ее «конец», как трагедию глубоко личную. Это чрезвычайно обострило главный мотив его творчества: ощущение вечности и могущества природы и мгновенности и обреченности всего, что связано с человеком: женской красоты, славы, счастья, могущества.