Композиция - это организация художественного произведения, соотнесенность и взаимодействие его компонентов, которые обеспечивают единство формы и содержания. Она зависит от особенностей художественного мышления писателя и жанровых признаков его произведения, она включает в себя единство всех образных средств и принципы их соотношения и группирования, конфликт и расстановку персонажей, вставные новеллы и лирические отступления. Все художественно-образные средства организации материала подчинены законам композиции: художественная деталь, портрет и пейзаж, интерьер, параллелизм сюжетных линий, контрапункт, парные образы и переписка героев, перекрестные характеристики, авторские описания, литературный монтаж, подтекст…
Проявления сил зла в романе очень похожи. Воланд появляется в «дорогом костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях». Даже лицо у него было очень странное: «Правый глаз черный, левый зеленый. Брови черные, но одна выше другой». В образе Понтия Пилата воплощена внутренняя борьба человека. В нем сталкиваются сила воли и власть обстоятельств. Но он не может переступить через последнее. Пилат хочет отпустить Иешуа, но не может сделать этого, так как он - прокуратор Иудеи. Но автор не хочет закончить роман победой зла над добром, так как убежден, что так не должно быть. И тогда Пилат приказывает тайно убить предателя Иешуа - Иуду. Так он совершает правосудие. И этим показывает, что имеет в сердце что-то хорошее.
Русский писатель, драматург, эссеист, критик, журналист Булгаков родился в Киеве на Андреевском подъеме, № 13 - теперь здесь находится литературный музей его имени. Любовь к литературе была с детства, дома ставили спектакли, писали стихи, прозу. Киевский университет (медицинский факультет) Булгаков закончил с отличием, определенное время работало врачом. Из впечатлений его медицинской практики возникает цикл рассказов «Заметки юного врача» (1925-1926). С 1921 года Булгаков поселяется в Москве, где ему были суждены как метания, так и создание шедевров: «Белая гвардия» (1924-1925), «Дом Турбиных» (1925), «Мастер и Маргарита» (1928-1940), «Жизнь господина де Мольера» (1932-33). Булгаков объединяет в себе талант сатирика, фантаста, реалиста, поэтому творчество его относят к школе «магического реализма». Проблемы, которые затрагивает писатель в своих произведениях, особенно в романе «Мастер и Маргарита», являются «вечными»: борьба добра и зла, вопрос жизни и смерти, жизненные ценности человека. Автор никогда не обходил острых проблем современной ему жизни, поэтому часто становился объектом жестокой критики, при жизни ему не удалось опубликовать большинства своих произведений. Произведения Булгакова как тогда, так и теперь, вызывают интерес, полемику и диаметрально противоположные оценки.
Яркий представитель русского символизма, поэт, публицист, драматург. Творчество поэта условно разделяют на три периода, которые сам поэт представил в трех книгах стихотворений. “Стихи о Прекрасной Даме» - определяющий цикл «Книги первой» (1898-1904). Книга преисполнена таинственной мистики, стремления к любви; шесть лет поэт воспевает Прекрасную Даму, которую называет Вечно Юной. Сюжеты стихов (их всего в книге 686) символические, философичные. Вторая книга символизирует излом взглядов поэта (1904-1908 гг.), развивается урбанистическая (городская) тема, поэт преисполнен апокалипсических расположений духа («Город», «Снеговая маска», «Вильне мысли»).
Смешное начинается в этом рассказе из самого начала: среди лета, в спеце, полицейский надзиратель Очумелов обходит город в шинели, за ним - городовой с решетом конфискованного крыжовника. Все это вызывает у читателя зримые образы: жара, безлюдный город, пустые магазины, дверь которых похожи на голодные пасти. Оживление наступает только с появлением еще одного действующего лица - мастера Хрюкина в ситцевой накрахмаленной рубашке и расстегнутом жилете. Одежда сразу же рассказывает о своих владельцах - шинель, одетая в жару, дешевая ситцевая рубашка, но накрахмаленная, чтобы «показать» себя. Хрюкина укусил пес и он радуется возможности получить от неизвестного хозяина компенсацию. Особый юмористический эффект вызывают разногласия в словах Хрюкина: то он утверждает, что «сейчас все равны», но сразу же с угрозой в голосе сообщает: «у меня у самого брат в жандармах».