Символизм - направление в европейском искусстве 1910-х лет сосредоточенный преимущественно на художественном изображении с помощью символа, т.е. знака, многозначительно аллегорического и логически противоречивого образа. Символизм связан с идеалистическим мировосприятием с культом индивидуализма и полной свободы личности, с представлением о том, что искусство выше, чем «вульгарная» реальность. Направление этот распространился во всей Европе и проникает в живопись и другие виды искусства, особенно - музыку. Ведь первыми на путь символизма стали французские поэты Поль Верлен (1844-1896) и Артюр Рембо (1854-1891), со временем руководящую роль в этом направлении стал отыгрывать Стефан Малларме (1842-1898).
Но как же быть с всеведущим и всевидящим автором? Ведь Пушкину-то должно быть известно, каков Онегин на самом деле? Почему он не дал ответа на этот вопрос? Подумаем: а разве обязателен именно такой ответ? И разве недопустим ответ, основанный на читательском сотворчестве, додумывании, дорисовывании образа, намечаемого автором? Ведь самое изображение перехода от роли приятного модника к роли ученого малого - это уже ответ, ибо означает, что Онегина-даже в восемнадцать лет! - не смогла полностью занять суетливая и хлопотная жизнь паркетного шаркуна. Переход к роли ученого малого так стремителен, что может рассматриваться как вполне объективное свидетельство: Онегин и в юности был выше, сложнее, содержательнее, нежели имитируемые им шаркуны.
В XIX столетии продлевается расцвет литературы и музыки, их удельный вес в культуре эпохи чрезвычайно большая. В литературе развивается роман с его способностью к широкому охвату жизни общества, и его точностью психологического анализа; специфические художественные возможности романа оказались особенно созвучными эстетичным требованиям времени. Роман становится ведущим жанром литературы XIX столетия. Творчество Гете, Бальзака, Флобера, Мопассана, Доде, Золя, Байрона, Диккенса, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого, Тургенева подняла на новый, более высокий ступень наилучшие традиции мировой литературы XVIII столетие.
Но является ли Онегин убежденным циником? Не играет ли он тут роль циника? Предположение вполне вероятное и - не лишено серьезных оснований. Вспомним: Онегин не раз на протяжении романа продемонстрировал, что у него, во-первых, имеются нравственные критерии для оценки своего и чужого поведения, а во-вторых, он. иногда и подтверждает на деле собственные моральные рекомендации. Так, например, он поступил в случае с письмом Татьяны: не обманул, не воспользовался неосмотрительностью бесхитростной провинциалки, хотя ранее он десятки раз обманывал женщин, губил их репутации и даже гордился этой ролью сердцееда, навязанной ему неписаными законами светского общества.
Творчество Сергея Александровича Есенина вобрала у себя достижение как классической, «золотых пор», так и современной ему «серебряных пор» русской поэзии. На его поэтический мир более всего повлиял О. Блок, поскольку «именно художественный опыт Блока убедил Есенина в том, что его органической темой является судьба русского села, России, которая его малый («ситцевий») мир вбирает у себя большой». С. Есенин принадлежал к группировке поэтов, которые называли себя «ново крестьянскими» (М. Клюев, С. Кличков, П. Орешкин и др.). Опираясь на фольклорно-песенную основу своих предшественников - крестьянских поэтов Х1Х вот, обогащая ее древнерусским, славянским мифологизмом и народной религиозностью, эти поэты создавали уже в русле новых идейных и стилистических поисков в свое время русского символизма, акмеизму и имажинизма.