О каких роляхОнегина может идти речь? Ведь слово роль имеет несколько значений. Из них два связаны с театром, а два других наполняются более широким смыслом и применяются в приложении к общественной жизни человека. Роль - так у актеров называют полный текст одного действующего лица в пьесе. Ее получают, переписывают, учат, а затем начинается творческая работа актера над ней: актер вживается в роль. В результате возникает на сцене или на экране художественный образ героя пьесы. Созданный драматургом, он в актерском воплощении получает зримую конкретность и своеобразие. И это - тоже роль. Разные актеры исполняют одну и ту же роль, но перед зрителем возникают отнюдь не одинаковые художественные образы.
В основу сюжета книги Д. Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирха, который прожил на безлюдном острове Маа-Тьерра в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. О. Селькирх - прототип Р. Крузо. Прототип - это реально существующее лицо, которое «стало автору прообразом для создания литературного персонажа. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» насыщен необыкновенными событиями неожиданными приключениями, сюжет которого разворачивается в связи с судьбой главного героя, поэтому и называется приключенческим, или авантюрным (с приключенческой повестью ты уже встречался в 5 классе - это «Приключения Тома Сойера» Марка Твена). Заслуга и новаторство Д. Дефо состоят в том, что он воспевает трудную будничную работу человека, его ум, силу духа, способность выживать в тягчайших условиях. Д. Дефо таким образом начал огромное количество «робинзонад» - произведений, в которых изображается борьба людей за выживание.
Среди всего разнообразия и неоднородности новой украинской литературы от времен И. Котляревского и до сегодняшнего дня, несомненно, одним из ярчайших ее явлений стала та часть ХX столетия, которая представлена целой плеядой великих художников, таких, как М. Рыльский, Н. Зеров, П. Кулиш, Н. Волновой и много других. Однако в ряде талантливых писателей, поэтов, драматургов того времени каждый выделялся своими личностными качествами. Например, Н. Волновой - всех волновал, принуждая задаваться широким кругом вопросов современности, Н. Зеров - был образцом академизма и в искусстве и в жизни, а вот В. Подмогильный был охарактеризован одним из своих современников - Ю. Смоличем - как чрезвычайно интеллигентная личность и наиболее интеллектуальный писатель. Произведения писателя, которые не так давно вернулись из советских спецхранилищ, очаровывают сегодняшнего читателя своим языком, поражают глубоким осмыслением вечных человеческих вопросов: кто я в этом мире? Куда направляюсь в жизни? - и проблем, присущих украинскому народу, а именно: отношения села и города, национальный вопрос и прочие.
Есть произведения, судьбу которых можно назвать особой. Они не умирают и на долгие годы, а иногда и на века, сохраняют свою впечатляющую силу и свое художественное обаяние. Они, как монументы, созданные на века, стоят перед нами в своей первозданной красоте, волнуют и чаруют, несмотря на время, отделяющее их от нас. Таким произведением является «Слово о полку Игореве». О нем существует огромная литература. Исследователи самых различных специальностей положили бездну труда на изучение и толкование памятника. Ценность и значение этих работ бесспорны, но все же они не могут заменить читателю непосредственного общения со «Словом», как не может заменить описание или даже фотография памятника архитектуры непосредственного впечатления, которое он производит на зрителя. Сам текст «Слова» говорит о многом: читая его, слышишь голос человека, жившего восемь веков назад, человека умного, страстного, исключительно одаренного, который сумел сказать о своем времени так много и так талантливо, что это находит живой отклик в душе человека XX в., волнует и заставляет сопереживать столь далекие события.
«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы. Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественно законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью. Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы. Первые очерки из «Записок охотника» создавались И. С. Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.