«Отец умер, когда мне было три года. В следующем году умерла мать. Ни одного из родителей я не помню. У меня даже нет материнской фотографии. Отец же, вероятно, что был красивый, любил фотографироваться, они продали наш дом, в глинобитном амбаре я нашел 30 или 40 фотографий, сделанных в разное время. Одна фотография, наилучшая, потом стояла на моем столе в общежитии, когда я учился в средней школе. Но несколько раз переезжал из места на место и потерял все до одной. Без фотографий мне тяжело было что-нибудь вспомнить, и я никак не мог составить реальное представление об отце». Это отрывок из рассказа ЯсунариКавабата Иасло» («Абура»), литературоведы считают его автобиографическим, писатель, что всю жизнь сохранил душу сироты», - так говорят о писателе японские критики. Действительно, в творчестве Ясунари Кавабати, кому в детстве пришлось пережить потерю близких людей, тема смерти, сиротства, одинокости занимает большое место.
Приблизительно от середины до последней четверти XIX столетие «погоду» во всемирному (в т.ч. украинскому) литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, Бальзака, Флобсра, англичанина Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Довольно вспомнить произведения тех пор, которые вошли в казну всемирной литературы: «Приниженные и оскорбленные» (1861); «Игрок» и «Преступление и наказание» (оба 1866); «Идиот» (1868); «Бесы» (1871); «Братья Карамазовы» (1879-1880) Ф. Достоевского; «Война и мир» (1863-1869), «Анна Каренина» (1873-1877), «Воскресение» (1889-1899) Л. Толстого. Творчество Достоевского и Толстого стало вершиной не только русского, а и всемирного реализма. Они обогатили всемирную литературу (в частности и прежде всего жанр романа) уже самым взглядом на вечные проблемы человечества: признание-непризнание отдельной личностью общественных законов и норм, право «переступить» через эти законы и нормы («Преступление и наказание»); видением проблем войны и мира, войны и народа, «мысли народной» («Война и мир»); проблемы семьи, «мысли семейной» («Анна Каренина») и т.п.
Философская символика и система образов произведения. Литературные исследователи называют повесть выдающегося американского писателя Э. Хемингуэя (1898-1961) «Старик и море» «притчей», вероятно, это действительно так. Так как этот, с одной стороны, очень реалистическое произведение - не простое описание интересного приключения, не просто рассказ о поединке отважного старого рыбака с морем и рыбой. Эта повесть имеет значительно более широкое и обобщенное содержание, которое не сводится лишь к авторской идее о необходимости сохранения человеком мужества и достоинства при любых обстоятельствах. Об этом Хемингуэй писал в каждом своем художественном произведении. Но именно по поводу повести «Старик и море» писатель сказал: «Кажется, что, наконец, я добился того, над, чем работал вся моя жизнь».
«Искусство для искусства» или «чистое искусство» - это название конкретного количества эстетичных концепций, которые утверждают самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественные требования. Существуя из времен античности идеи «чистого искусства» оформляются в теорию к середине XIX столетие как реакция на позитивизм и прагматизм философы Просвещения и мелочность, расчетливость буржуазного общественного отношения. Воспринимая весь уклад жизни и возражение эстетичных идеалов, художнике и теоретики искусства стремились создать мир красоты наперекор действительности, относятся к искусству, как и определенной сферы эстетизма.
Эстетичные принципы и художественные достижения «парнасцев», их влияние на всемирную и украинскую поэзию. Парнас - это гора в Греции, где, за эллинскими мифами, жили во главе с богом поэзии и солнца Аполлоном. Слово Парнас употребляется как символ искусства (поэзии в частности), как высочайший уровень художественного совершенства. «Парнас» (Рагпазе) - такое название закрепилось за группой французских поэтов после выхода сборника «Современный Парнас» (1866; Создать мир бесстрастной поэзии, прекрасных форм и изысканного поэтического языка - таким было стремление жителей «современного» «Парнаса» Противопоставление «чистой» поэзии «прозы» действительности, характерное для многих французских романтиков, было установлено еще Т. Готье. Эта идея «искусства для искусства» сыграла решающую роль и в становлении «парнасцев».