Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее. Одним из таких произведений есть повесть-сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Писатель приглашает читателя в реалистическо-фантастический мир, где работа и награда за нее распределяются вопреки здравому смыслу. В то время, как один работает, деньги и слава достаются другому. Это «перевернутый наизнанку» фантастический мир, где перепутаны все ориентиры и ценности. Но настолько ли нереальный показан Гофманом мир или же это правдивое отражение реальности?
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят, лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни. В прологе автор ставит вопрос: кто есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум - искра Божья. Герой трагедии, скептический и глумливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует темнота и зло. И чем больше человек рассуждает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу - виновна не вселенная, а сам человек.
Проблема добра и зла, природы и сути добра и зла - вечная проблема, которая всегда волновала поэтов и мыслителей, среди которых был и Вольтер - выдающийся французский мыслитель и мастер слова. Комедия «Простак»- одно из самых драматичных произведений писателя, в котором он изобразил конфликт между «сыном природы» и «цивилизованным обществом» и одновременно решает вопрос о том, кто является носителем добра в этом мире и возможным ли «малое зло» во имя «большого блага». Молодой европеец, который вырос среди индейского племени гуронов, возвращается во Францию. Простак, честный и прямой, открытый в своих мыслях герой сталкивается с несправедливостью, цинизмом «цивилизованного» мира. Хотя действие «Простодушного» отнесено к эпохе Людовика XIV, Вольтер осуждает феодальные порядки в целом. Его герой - «естественный человек», не испорченный цивилизацией. Он многое воспринимает буквально, не зная о многочисленных условностях цивилизованного общества, и потому нередко попадает в комические ситуации.
«Смех часто бывает посредником в деле отличия истины от обмана». В. Г. Белинский. Новое художественное направление в литературе XVII ст. - классицизм - снова, как и предшественники, времен барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера«Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. - образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм. Основой классицизма является рационализм, представители которого считали, что красота и истина достигаются через ум. В классицизме, как литературном направлении, в драматургии существовало правило трех единств: действия (главное действие не должно перерываться не связанными с ним прямо событиями и эпизодами), времени (события должны завершаться на протяжении одних суток), места (место действия остается неизменяемым).
Короленко определил самое главное в творческом методе Толстого: гениальное умение соединить общее и частное, целое и отдельное, большое и малое, умение собрать и выразить все это в единстве и в движении, в развитии, во взаимоотношении и взаимодействии. Толстой, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текущих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его внешний портрет и, главное, характер раскрываются им в движении. Постепенно читатель узнает, как герой действует, о чем думает и говорит, какое впечатление производит на окружающих.