Для эстетической оценки образа Чацкого это не имеет значения: на подвиг ниспровергателя старого мира способны и романтики, и реалисты. «Чацкий начинает новый век - и в этом все его значение и весь «ум»«. Поэтому «Горе от ума» со времени своего появления «все живет своею нетленною жизнью, переживет еще много эпох и все не утратит своей жизненности» 17. И Чацкий будет жить до тех пор, пока не смену одним эпохам будут приходить другие, и он всегда будет «начинать новый век». Определить вопросы общественно-политического характера, мнения по которым разделяют героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» на два враждебных лагеря; подобрать цитаты, выражающие суждения каждого спорящего по этим вопросам; определить, какой период из жизни русского общества изображен в комедии.
О чем говорит Чацкий в этом монологе? О французике из Бордо, о русских, восклицающих: «Ах! Франция! Нет в мире лучше края!», о том, «чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья», о том, что стал хуже «наш Север во сто крат с тех пор, как отдал все в обмен на новый лад - и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу», и уж совсем как на заседании тайного общества он спрашивает-восклицает:
Фигура Молчалина дана в комедии тоже в плане политическом. Это, по словам Тынянова, одно из «превращений», которые совершились в русском обществе после Отечественной войны 1812 г.: «Героическая война 1812 г., в которой Грибоедов принимал участие, прошла, ее ближайшие задачи кончились. Ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись. Наступило «превращение». Деловой, вкрадчивый, робкий Молчалив уже появился на смену героям 1812 г.
У Чацкого есть норма оценок, которую он считает общеобязательной. По его мнению, Молчалин - жалкое создание. Он не достоин ничьей любви, значит, и Софья его любить не может: она смеется над ним. Но дело не только в этом. Чацкий думал, что Софья приписала Молчалину тьму таких качеств, каких у него нет, что она любит выдуманного ею Молчалива. А то, что он услышал, опровергло его предположения: Софья воспринимает Молчалина так же, как и Чацкий, она его видит таким, каков он есть. Однако она не понимает, что за этой внешней оболочкой скрывается другой, страшный Молчалин. Но этого и Чацкий пока не видит. Софья не назвала ни одного «свойства» Молчалина, которое Чацкому было бы неизвестно. Но у них разное отношение к этим «свойствам». Вот этого Чацкий еще не понял: он верит, что Софья - та же, какой была три года назад, когда они вместе смеялись над людьми такого типа, да и над самим Молчаливым, вероятно.
Одно из таких «превращений» — измельчание, опошление военного человека. «Скалозуб — это падение военного человека в мертвую паузу русского государства 1812—1825 гг., писал Тынянов. Удачливый карьерист нового типа Скалозуб дан уже самой фамилией. Однако неразборчивое посмеиванье имеет характер совершенно определенный. Скалозуб говорит о путях карьеры. Самым выгодным оказывается пользоваться выгодами, представляемыми самой войной: «Иные, смотришь, перебиты». Преступность скалозу-бовского карьеризма, основанного на потерях армии, очевидна. Пылкий восторг перед удачливостью его со стороны Фамусова, смотрящего на него как на желанного зятя, более даже важен, чем борьба Фамусова с Чацким. Предупреждение о Скалозубе как о главном военном персонаже эпохи было одним из главных выступлений в политической комедии».
Другое «превращение» — это усиление женской власти. «Мертвая пауза в царствование Александра I после Отечественной войны 1812 г., когда ожидали ответа на победу героического народа, в первую очередь — уничтожением рабства, заполнялась в Москве подобием женской власти».