Роман «Преступление и наказание» по тому, как он воспринимается читателем, является, может быть, единственным в своем роде. Он вводит юного читателя в самообман. И ему кажется все понятным в этом произведении: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных происшествий. Но тот напряженный интерес к герою, который возникает с первых страниц романа, к концу становится еще напряженнее. И то, на чем держится весь художественный мир романа, оказывается не то что совсем не воспринятым, а понимается поверхностно-прямолинейно: умный бедный студент Раскольников, не преступник по натуре, убил старуху-процентщицу, но не выдержал мук своей совести, донес на себя и был осужден на каторжные работы.
Термин «стиль» употребляется в искусствознании, лингвистике, литературоведении. Стиль - это система, все элементы которой находятся между собой в единстве. Разные аспекты стиля, по существу, можно свести к двум основным: стиль как явление языка и стиль как явление искусства 5. В современном литературоведении основой стиля как явления искусства считается единство или общность всех компонентов художественного произведения: идейно-тематического содержания и образной системы изобразительно-выразительных средств и приемов. Применительно к отдельному произведению термин «стиль» обозначает единство, т. е. «подчиненность всех его элементов некоторому художественному закону, который их объединяет, придает целому его целостность, делает необходимым именно такие детали стилевой системы».
Вопрос - риторический: лирический герои не ждет на него ответа от того, кому он задан. И сам, переполненный страданием, он в эту минуту не в состоянии на него ответить. Многоточие в конце стихотворения обозначает, что это вопрос для многих, но ответ на него предрешен самой постановкой вопроса. Обращение с таким вопросом к народу выражает веру поэта в то, что народ может обрести свободу, но только своими силами, никто его не спасет, если он сам себя не спасет. Об этом же говорят и те стихотворения, которые были написаны вслед за «Размышлениями у парадного подъезда»: «Песня Еремушке» и «Железная дорога». В «Железной дороге» прямо выражена вера поэта в светлое будущее русского народа:
В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение - к вельможе, образ сна составляет основу последнего обращения - к народу. Некрасов использует образ сна прежде всего для того, чтобы показать равнодушие представителей государственной власти к судьбам народа. Сначала это сон живого человека:
Разберем стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Попытаемся выявить идею, заключенную в этом стихотворении, оценить поэтическое мастерство Некрасова. Начнем с названия стихотворения (оно прямо указывает на жанр), затем перейдем к организации поэтической речи в стихотворении, т. е. к композиции и стилевой манере. Таким путем мы определим мысль, заключенную в стихотворении (она не выражена прямо). Стихотворение названо «Размышления у парадного подъезда», т. е. по способу изложения оно является рассуждением. Но это рассуждение не логического, а художественного типа: в нем не высказан прямо тезис рассуждения (основная мысль), а даны только «основания» определенной мысли. Да и «основания» не сформулированы в виде дедуктивных и индуктивных умозаключений, а представляют собой художественные образы и картины.