Чем схожа поэзия Пушкина и Ахматовой
Гений А. Пушкина, обаяние его личности, гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на развитие русской литературы рубежа XIX-XX веков. А. Ахматова была не только внимательной читательницей А. Пушкина, но обладала каким-то глубинным его пониманием, их связывала и творческая родственность. А. Пушкин для А. Ахматовой - прежде всего идеальная перспектива поэзии, нечто безусловно близкое и даже осязаемое - и в то же время бесконечно удаленное, постоянно воплощающееся, но до конца невоплотимое. Именно таким предстает поэт в цикле А. Ахматовой «В Царском Селе»:
- Смуглый отрок бродил по аллеям,
- У озерных грустил берегов,
- И столетие мы лелеем
- Еле слышный шелест шагов.
С одной стороны, А. С. Пушкин здесь, как и любой человек у А. Ахматовой, видится через” обыденные детали («Здесь лежала его треуголка…»), и потому максимально приближен, а с другой - временная дистанция максимальна («столетие»). А. С. Пушкин родствен А. А. Ахматовой своеобразным даром пророчества. «Как он понимал, как он все на свете знал? Этот кудрявый подросток в Царском с томиком Парни под мышкой?» - говорила она И. Берлину. Действительно, А. С. Пушкин - один из самых чутких наших сейсмографов, который предчувствовал грядущие катаклизмы, прежде всего внутричеловеческие. То же характерно и для А. Ахматовой:
- Я гибель накликала милым,
- И гибли один за другим.
- О горе мне! Эти могилы
- Предсказаны словом моим.
Очень важно, что у А. С. Пушкина, также, как и у А. Ахматовой, тема памяти является одной из ведущих. У А. С. Пушкина, при всей горестной тяжести воспоминаний, они все-таки остаются гармоничыми и просветленными («что пройдет, то будет мило>). В ахматовс-кой поэзии память трагедийна, неумолима и неукротима. У обоих поэтов память тесно связана с категорией совести. Попробуем сопоставить стихотворение А. С. Пушки на«К огд а дл я смертного умолкнет шумный день…» и ахматовское «Одни глядятся в ласковые взоры…». У А. С. Пушкина жалобы и слезы просветляют, преодолевают тяжесть воспоминаний. Но суд памяти и суд совести у А. С. Пушкина - видение, символ:
- Воспоминание безмолвно предо мной
- Свой длинный развивает свиток.
- У А. Ахматовой общение с совестью
- вполне конкретное и земное событие:
- А я всю ночь веду переговоры
- С неукротимой совестью своей.
Кроме того, А. С. Пушкин оставил конкретное с о держание воспоминаний в черновиках. И думается, что он это сделал не только потому, что прошедшие события ощущались как что-то еще очень близкое. У А. Ахматовой, напротив, конкретное содержание воспоминаний - ось стихотворения, ведь все события уже далеко, их оживление становится возможным лишь потому, что для совести «не существует время, и для нее пространства в мире нет». Конечно, А. С. Пушкин и А. А. Ахматова находились как бы в разных «геологических эпохах». А. С. Пушкин - дитя XIX века, века гармонического, полного просвещенных надежд и порывов. А. А. Ахматова - дитя «страшных лет России», когда исполнялись самые страшные эсхатологические пророчества. Соотношение исторических эпох отражается как в зеркале в творческих взаимоотношениях двух авторов: их можно осмыслить как пророчество и отклик на него. Именно поэтому А. С. Пушкин для А. А. Ахматовой - некая идеальная перспектива, пушкинский мир для нее - идеал ненарушимого гармонического равновесия.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Чем схожа поэзия Пушкина и Ахматовой . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: