Мы изучали творчество австрийского поэта Райнера Марии Рильке. Его стихи имеют философское направление: По всему - это. И это конец поступает. И я должен и ослепши идти. Почему меня принуждаешь доказывать, Что Ты есть, хотя исчез для меня Ты? В его поэзии поражает восприятие лириком жизни, которая наступает после смерти, будто смерть не является реальным концом, не является финалом. Эта мысль прослеживается почти в каждом его стихе. Итак, принимая во внимание его отношение к человеческому бытию, можно с уверенностью утверждать, что поэтическая тематика Рильке довольно насыщена вопросами о месте, роли и судьбе человека в этом жестоком мире, где «тьма господствует над всем». Благодаря именно такому острому мировосприятию поэт способен ощутить и понять этот мир экзистенциально:
Австрийский поэт, который создал непревзойденные образцы европейской модерновой прозы. Для его поэзии являются характерными мотивы философского осмысления жизни, мистическое ощущение мира. По концепции поэта, художник должен стать Орфеем, чтобы указать человеку правильный жизненный путь, вывести его из темного мрака к свету. Начало творчества связано с путешествиями в Россию и Украину, которые оказали на него незабываемое впечатление, итогом раннего периода постоянный сборник «Часослов» (1902). «Парижский» период жизни представлен в сборнике «Новые стихи» (1908) - на это время поэт работает вместе с известным скульптором Роденом, осмысливает вечность жизни через пластичность вещей, создает «стихи-предметы». За три года до смерти поэт завершает поэтические циклы «Дуинянские элегии», «Сонеты к Орфею».
Тема одиночества и образ бунтаря-одиночки проходит через все поэмы Байрона, для которого в тот период его творчества идеал свободы воплощался не в борьбе массы, а в свободолюбии отдельной личности. Одинок даже лучший из мятежных героев поэта - Каин. Одинок и горд Конрад. Он необычайно силен духом, властен, до дерзости смел. Благородная гордость возвышает его над другими пиратами, и даже среди собратьев-разбойников он всегда мрачен, замкнут и носит в душе какую-то тайну, никого не посвящая в нее. Ему приятен трепет, который испытывают перед ним люди, он противостоит им - это вторая отличительная деталь характера байронического героя. Конрад никому не прощает слабости, не простил бы ее и себе, даже будучи закованным в цепи. Потеряв любимую, он упивается своей скорбью и по существу обрекает на гибель разбойничью общину.
Прежде чем понять творчество Дж. Байрона, надо внимание сосредоточить на такой теоретически значимой проблеме, как романтизм. В романтических произведениях заметно выступает личность автора, его отношение к изображаемому, его настроение, психология, мечты и тревоги. Это придает произведениям особую эмоциональность. Авторское отношение к действительности чаще всего выражается в обрисовке его героев, которые нередко подчинены этой цели. Интерес к человеческой личности у многих романтиков был сопряжен с интересом к самобытности нации, к неповторимости ее культуры, истории, к свойствам «народной души», к фольклору. Это нашло свое выражение в сказках Гауффа, братьев Гримм, Андерсена, в поэтических шедеврах Г. Гейне («Лорелея»), Гёте («Лесной царь»), В. Скотта («Замок Сольгельм»), а также в исторических романах Ф. Купера, В. Гюго, В. Скотта.
Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльда Гарольда» замечательна тем, что в ней освещаются самые актуальные общественные проблемы начала XIX в.- борьба народов с тиранией, их стремление к национальной независимости. Новаторскому содержанию соответствует оригинальная форма произведения: это лиро-эпическая поэма, в которой описание душевных эмоций достигает совершенства, и вместе с тем это резкая политическая сатира; это повесть , о жизни лондонского денди и одновременно путевой дневник автора. Созданная между 1809-1817 годами поэма состоит из четырех песен и отражает различные периоды жизни Байрона. Целостность ее достигается не столько присутствием главного героя, который в последней песне совсем уходит в тень, сколько тем, что все песни - плод ‘ярких впечатлений, мятежных дум, изменчивых настроений, душевных переживаний, предчувствий, воспоминаний самого поэта, его смелых оценок, событий, свидетелем которых он был.