Понятие о байроническом герое. «Шильонский узник»
Тема одиночества и образ бунтаря-одиночки проходит через все поэмы Байрона, для которого в тот период его творчества идеал свободы воплощался не в борьбе массы, а в свободолюбии отдельной личности. Одинок даже лучший из мятежных героев поэта - Каин. Одинок и горд Конрад. Он необычайно силен духом, властен, до дерзости смел. Благородная гордость возвышает его над другими пиратами, и даже среди собратьев-разбойников он всегда мрачен, замкнут и носит в душе какую-то тайну, никого не посвящая в нее. Ему приятен трепет, который испытывают перед ним люди, он противостоит им - это вторая отличительная деталь характера байронического героя. Конрад никому не прощает слабости, не простил бы ее и себе, даже будучи закованным в цепи. Потеряв любимую, он упивается своей скорбью и по существу обрекает на гибель разбойничью общину.
Разделяя заблуждение многих своих современников, Байрон считал тогда, что борьба за свободу-удел исключительных личностей, которые стоят над толпой, диктуют ей свою волю, внушают повиновение. Именно таких героев, как заметил в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «лорд Байрон прихотью удачной облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Тем не менее «восточные поэмы» увлекали читателей, их герои побуждали поэтов к изображению подобных характеров. Пушкин, например, создал поэмы «Кавказский пленник», «Цыганы», Лермонтов - поэму «Демон». Но если Байрон превозносит гордыню Корсара, то Пушкин развенчивает эгоизм Алеко, хотя тот, как и герои Байрона, ушел из «неволи душных городов». И приговор старого цыгана: «ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли»,- это приговор самого Пушкина.
Может возникнуть вопрос, был ли воспетый Байроном романтический герой идеалом поэта? Идеалом едва ли, но увлечением - несомненно. Судя по тому, как двойственно относится Байрон к Гарольду, как противопоставляет ему деятельного, не безразличного к людям лирического героя, надо думать, что в героях «восточных поэм» автору больше импонирует их отрицание, нежели то, что утверждается ими. Не случайно же Байрон истинным героем с детских лет считал Прометея. «Ты символ, ты немой призыв к такой же воле и судьбе. И в нашем смертном сердце жив огонь небесный, как в тебе». Таким же отважным защитником людей был у Байрона главный персонаж одноименной мистерии - Каин, смело спорящий с Богом и осуждающий его за несправедливость и жестокость к людям. Каин противопоставлен всем, кто слепо и безвольно подчиняется Богу. Для Каина Бог - тиран. Сила Каина не в гордом одиночестве, а в непримиримости, в тяге к познанию мира, в способности быть другом людям.
Образы Прометея и Каина были созданы поэтом позже и свидетельствуют об идейно-художественных поисках Байрона, об эволюции его поэтической мысли, что отразилось также на тематике и настроениях его лирики. Кроме «Паломничества Чайльд-Гарольда» и «Восточных поэм», перу Байрона принадлежат лирические произведения. В ранних стихотворениях слышатся грусть, уныние, вызванные общественной обстановкой в стране и личными переживаниями поэта. Чувством неизбывной тоски, «мировой скорби» пронизано, в частности, стихотворение «Душа моя мрачна» (перевод М. Ю. Лермонтова), в котором библейский царь Саул обращается к песнопевцу Давиду. Царь сетует, что душа его мрачна и жаждет облегчения в слезах. А их может исторгнуть лишь песня: «Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец, мне тягостны веселья звуки! Я говорю тебе, я слез хочу, певец, иль разорвется грудь моя от муки». Байрон не стремите рассказать, отчего душа царя «томилась долго и безмолвно». Его задача - излить настроение, передать чувство и вызвать ответное.
В лирике Байрона нашло отражение все, что пережив вал поэт. Особенно тяжко жилось ему в последние годы пребывания на родине. И кажется, нельзя яснее выразить! горечь души, чем в таких строках:
- Я все узнал: предательство льстеца,
- Вражду с приязнью дружеской на лике,
- Фигляра смех и козни подлеца,
- Невежды свист бессмысленный и дикий,
- Ужимки, вздохи, пожиманье плеч,
- Без слов понятную всеядной сплетне речь.
Но мотивы грусти не были постоянными в лирике поэта. Тематика его разнообразна. Иным настроением проникнуто стихотворение, посвященное народному герою. Отвага сильных воодушевляет своим примером, не забывается, не бывает напрасной. Подвиги народных героев становятся легендами, живут в народных песнях. Нельзя обойти молчанием сатирические произведение Байрона, пронизанные убийственной иронией, продиктован^ ные чувством патриотического негодования поэта:
- Клятвопреступники нашли здесь отдых вечный:
- Кровавый Карл и Генрих бессердечный
- В их мрачном склепе меж надгробных плит
- Король некоронованный стоит,
- Кровавый деспот, правящий державой,
- Властитель бессердечный и безглавый.
Летом 1816 года Байрон посетил Шильонский замок, где услышал историю швейцарского патриота священника Франсуа Бонивара (1493-1570), выступившего против герцога Карла III и заточенного в мрачном подземелье Шильона. Находясь под сильным впечатлением от посещения замка, он в несколько дней закончил поэму, назвав ее «Шильонский узник». Байрон не знал тогда всей истории реального Бонивара, и его поэма скорее импровизация, нежели исторический рассказ. Конфликт ее - столкновение душителей Свободы и борцов, способных умереть за Свободу. Страшную повесть узника, прикованного к одной из семи колонн подземелья, поэт излагает! в виде исповеди от первого лица:
- Взгляните на меня: я сед,
- Но не от хилости и лет…
- Я сгорблен, лоб наморщен мой,
- Но не труды, не хлад, не зной,
- Тюрьма разрушила меня.
Узник, которому так же, как пяти его братьям, пришлось повторить «удел несчастного отца», был в подземелье не один: к другим колоннам тюремщики приковали еще двух его братьев. Трагедия усугублялась тем, что короткие цепи не позволяли им видеть друг друга. Страшная картина глухого подземелья, муки неволи, гнилая вода и хлеб, смоченный слезами, цепи, отчаяние привели к гибели братьев Узника.
- Бессмертный Дух свободного Ума,
- Святая вольность! В камерах зловонных
- Твой свет не может погасить тюрьма,
- Убить тебя в сердцах, тобой плененных.
- Когда твой сын оковам обречен,
- Когда его гнетут сырые своды,
- Самим страданьем побеждает он,
- И плен его - грядущий взлет свободы.
- Поэма была переведена В. А. Жуковским
Байрон создал несколько драм, а в последние годы жизни работал над большим романом в стихах, который назвал «Дон-Жуан». Используя известный сюжет, поэт вложил в него смелое политическое содержание, беспощадно обличая реакционные силы Европы. В 1823 году в Греции началось освободительное движение против турецкого ига. Прежде Байрон упрекал греков за инертность, покорность угнетателям. Теперь события в этой стране он воспринял как зов боевой трубы, обращенный к его сердцу. Когда по пути в Грецию поэт остановился в Кефалонии (остров в Ионическом море), в своем дневнике он записал строки стихов, которые стали называть «Из дневника в Кефалонии» и считать эпиграфом к записям поэта этого периода. Но, не боясь впасть в ошибку, их можно считать эпиграфом ко всей его жизни:
- Встревожен мертвый сон - могу ли спать?
- Тираны давят мир - я ль уступлю?
- Созрела жатва - мне ли медлить жать?
- На ложе - колкий терн: я не дремлю;
- В моих ушах, что день, поет труба,
- Ей вторит сердце…
Страницы : 1 2
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Понятие о байроническом герое. «Шильонский узник» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: