Выдающийся писатель Анри Мари Белль, известный больше под псевдонимом Фредерик Стендаль (1783-1842), считается основоположником французского реализма. Именно с ним связывают перемещение «центра эстетичного веса» в литературе XIX столетия от романтизма до реализма. В чем же заключается художественное новаторство Стендаля? Он смело пошел против течения: тогда, в первой половине XIX столетие, романтизм отмечал свою победу над классицизмом. Конечно, слово «победа» здесь употреблено условно, ведь классическое произведения воспринимаются и сегодня. Но романтизм определял тогда художественное лицо эпохи, именно его принципы «необыкновенный (чрезвычайный) герой в необыкновенных (чрезвычайных) обстоятельствах» - властвовали тогда. В моде были таинственные, нереальные герои, некогда никем не виданные пейзажи и люди и т.п. И вдруг, реальное описание реальной жизни, протекание действия даже не в Париже, а в провинции. Разве это литература, искусство? Но гений, поэтому и гений, который умеет плыть против и течения.
Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее. Одним из таких произведений есть повесть-сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Писатель приглашает читателя в реалистическо-фантастический мир, где работа и награда за нее распределяются вопреки здравому смыслу. В то время, как один работает, деньги и слава достаются другому. Это «перевернутый наизнанку» фантастический мир, где перепутаны все ориентиры и ценности. Но настолько ли нереальный показан Гофманом мир или же это правдивое отражение реальности?
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят, лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни. В прологе автор ставит вопрос: кто есть человек в этой гармонической и совершенной Вселенной. Человек несчастный, вечно страдает, ему жилось бы лучше, когда бы не его ум - искра Божья. Герой трагедии, скептический и глумливый Рафаэль, говорит, что мир людей несовершенный, в нем властвует темнота и зло. И чем больше человек рассуждает, тем сильнее страдает, сознавая несовершенство мира. Человек в результате продолжительных переживаний придет к выводу - виновна не вселенная, а сам человек.
«Смех часто бывает посредником в деле отличия истины от обмана». В. Г. Белинский. Новое художественное направление в литературе XVII ст. - классицизм - снова, как и предшественники, времен барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера«Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. - образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм. Основой классицизма является рационализм, представители которого считали, что красота и истина достигаются через ум. В классицизме, как литературном направлении, в драматургии существовало правило трех единств: действия (главное действие не должно перерываться не связанными с ним прямо событиями и эпизодами), времени (события должны завершаться на протяжении одних суток), места (место действия остается неизменяемым).
В «Улиссе» рассказывается всего об одном дне в жизни Блума, /roman-uliss-i-obrazy-bluma-merion-stivena-dedala/>Мэрион, Стивена Дедала и города, в котором они живут,- Дублина. Это самый обычный, ничем не примечательный день 16 июня 1904 года. Джойс показывает, что делали, думали, говорили, чувствовали три дублинца с 8 часов утра 16 июня до 3 часов утра следующего дня. Он намеренно касается здесь всего того, что составляет в его концепции человеческое существование как таковое. Трудовая деятельность персонажей романа рисуется лишь мимоходом - это симптоматично: она для Джойса не главное и не определяющее человека. Роман открывается изображением утра 16 июня: завтрак Стивена Дедала с товарищами в башне на берегу Дублинского залива, где он живет, купание его в море, урок истории, который молодой человек дает в школе, беседа его с директором этой школы Дизи - выживающим из ума консерватором.