Известный французский писатель Проспер Мериме сыграл выдающуюся роль в утверждении критического реализма во французской литературе, заложил основы реалистической драматургии и новеллистики, одним из первых познакомил европейских читателей с русской литературой. Мериме по своим взглядам на искусство, литературу, драматургию был последователем великого Шекспира, перед талантом которого он искренне преклонялся. В то же время французский драматург оставался довольно оригинальным в своем творчестве, в тематике, методах раскрытия психологии героев и многих других художественных приемах. Довольно значимое место в произведениях Мериме занимает тема свободы и права народов. Писатель очень увлеченно и серьезно изучал историю различных стран, следил за событиями, происходившими в мире. И многие из этих событий брал за основу своих новелл, стремясь через один эпизод передать характер иных народов, иных эпох.
Английский поэт Джордж Гордон Байрон был одним из родоначальников и ярчайшим представителем философского романтизма в литературе. Это течение заявляло о самоценности творческой личности, противопоставляя ее консерватизму и посредственности. Трагический разрыв общества и личности, одиночество и борьба за свободу - вот лишь некоторые из тех проблем, которые мы встречаем в творчестве Байрона. Его произведения носят в большинстве своем бунтарский характер. Они проникнуты идеей защиты свободы и справедливости. Стремление к свободе не было у Байрона лишь поэтической декларацией, ведь сам поэт принимал участие в освободительной борьбе итальянских повстанцев, а потом и греков. Так что патриотический пафос борьбы автор прочувствовал на себе и перенес его в свое стихотворение «Ты кончил жизни путь…».
Иван Сергеевич Тургенев - настоящий художник слова, оставивший глубокий след в мировой литературе. Романы, повести, рассказы Тургенева всегда волновали читателей глубиной и актуальностью поднятых в них вопросов, возбуждали протест против несправедливости, способствовали формированию гуманных идей в русском обществе. С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки»: Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна. В своих романах и повестях писатель изображает наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника женская душа расцветает, пробуждаются к временному торжеству все ее потенциальные возможности.
Одна из вечных тем, тема любви, своеобразно трактуется в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Как не ошибиться, не разменять истинное чувство на ложное представление о любви; как наполнить свою жизнь смыслом; как быть счастливым - вот ключевые вопросы, на которые пытаются найти ответы главные герои произведения. Каждый из них находит свой ответ в зависимости от жизненной позиции, убеждений. В романе мы сталкиваемся с «любовным четырехугольником»: четыре судьбы, четыре характера, четыре типа мышления волею высших сил оказываются связанными в единое целое. Первая любовная линия: Лизавета Михайловна Калитина, стройная, высокая черноволосая девушка лет девятнадцати и Владимир Николаевич Паншин, служащий министерства внутренних дел. Знакомство этих героев произошло в родовом имении Калитиных в городе О., в который Паншин приехал для исполнения временного казенного поручения.
В автобиографии Есенин писал, что вырос он в атмосфере народной поэзии и к устному народному творчеству пронес благоговейную любовь через всю свою жизнь. Неоценимую роль в этом процессе сыграла мать будущего поэта, которая знала неисчислимое множество народных песен. По воспоминаниям Александры Есениной, младшей сестры поэта: «Мне кажется, что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать». Но, изливая свою душу в песне, бедная крестьянка, очевидно, и предположить не могла, какая судьба уготована ее блудному сыну. Доля поэта в этом мире нелегка, особенно если его мысли чисты, а стихи очень многих отрезвляют и «приводят в себя». В жизни Есенина были периоды тяжелых потрясений, глубоких душевных кризисов, когда жизненные противоречия казались ему неразрешимыми. Очевидно, один из таких моментов продиктовал поэту нежное обращение к самому родному и близкому человеку - маме: