Иван Петрович Котляровский родился 29 августа 1769 г. в Полтаве в семье канцеляриста. Учился в духовной семинарии, работал канцеляристом, домашним учителем. Почти двенадцать лет находился на военной службе. Возвратившись в Полтаву, работал надзирателем (заведующим) Дома воспитания детей бедных дворян. Принимал участие в деятельности масонской ложи «Любовь к истине». В1818-1821 гг. исполнял обязанности директора Полтавского театра. Вдоль продолжительного времени занимал должность попечителя полтавских богоугодных закладов. Умер писатель 29 октября 1838 г., похороненный в Полтаве.
Григорий Федорович Квитка родился 18 ноября 1778 г. в слободе Основа, которая под Харьковом. Походил из дворянской семьи, которая имела давние казацкие корни. Учился у частных учителей и в монастырской школе. Некоторое время провел в монастыре как послушник. Оставив монастырь, работал на разных государственных и выборных должностях. Несколько раз избирался предводителем дворян Харьковского уезда, был совестливым судьей, главой Харьковской палаты криминального суда. Выступил инициатором учреждения Харьковского института благородных панн. Исполнял обязанности директора Харьковского театра, входил в слог редакции журнала «Украинский вестник». Умер Квитка 8 августа 1843 г., похороненный в Харькове. Первые литературные попытки Квитки приходили на 1816 год. На украинском языке Квитка начал писать в 30-начала х гг., уже немолодым человеком. Свои произведения чаще подписывал псевдонимом Григорий Основьяненко. Первая публикация украинской прозы писателя появилась на страницах харьковского альманаха «Утренняя звезда» (1834, кн. 2).
Иван Франко - настоящий гений украинской литературы. Его деятельность имеет неоценимое значение для украинской культуры в целом, ведь он был и общественным деятелем, занимался переводами и собиранием фольклорного материала, писал критические статьи. Самобытностью и последовательностью отмечаются философские взгляды Франко, его отношение к человеку, к миру. Гражданская позиция писателя может вызвать лишь увлечение, ведь он считал, что каждый человек должен иметь равные права, утверждал идеи гуманизма, высоких морально-этических ценностей. Часто свои взгляды И. Франко вмещал в своих произведениях. Но такие произведения совсем не отмечаются сухой поучительностью, они есть не менее волнительные и захватывающие, эмоциональные и интересные, чем интимная или пейзажная лирика. Таким произведением является поэзия «Каменщики». «Каменщики» - этапное произведение всей украинской литературы. Символическим есть начало произведения: «Я видел странный сон…». Именно форма сна предоставляет поэзии отдельной символической нагрузки, ведь сон - это сигнал из глубин нашего сознания, что-то очень важное. Автор видит себя одним из многих, одним из тысяч тех, кто борется за правду, за волю и счастье будущих поколений:
В тематическом плане роман «Циклон» является продолжением «Человека и оружия», но тема войны, подвига нашего народа в нем тесно переплетается с темой мирной работы. Раздумья о гармонии бытия, мир на планете, человеческое счастье, призвание искусства Олесь Гончар описывает сквозь «я» героев, которые упоминают прожитые года, с тревогой заглядывают в будущее. Сила человеческого духа - главная мысль «Циклона», она пронизывает всю его структуру. Само старание прозаика как можно шире охватить современные проблемы и духовные поиски современника предопределяют композиционные особенности романа: события разворачиваются там в двух временных плоскостях. Война возникает в воспоминаниях Богдана Колосовского, который остался, живым, работает кинорежиссером и снимает фильм о войне, меньшей мерой - в воспоминаниях кинооператора Сергея Ткаченко.
Остап Вишня с большой надеждой отнесся к культурному возрождению 20-х годов, к украинизации, которая началась на его Родине. В 1926 году он выдал сборник «Украинизируемся». Ощущается его обеспокоенность проблемами развития украинского языка, он размышляет о сохранении ее чистоты, о расширении сфер ее употребления, о путях достижения грамотности. Кстати, эти проблемы, чрезвычайно актуальные в 20-х годах, перекликаются и с проблемами настоящего, когда, несмотря на провозглашение украинского языка государственным, время от времени возникают споры о путях его развития и даже о самом его статусе. С печальной иронической улыбкой говорит Остап Вишня и о менталитете украинца, о его отрицательных национальных чертах. Именно об этом речь идет в юмореске «Чухраинцы». Сколько в ней яркой иронии, боли через эгоизм, инертности мысли и действия, через медленность родного народа, которая всегда давалась ему в знаки па разным этапам исторического прогресса!