Тема войны в романе Олеся Гончара «Циклон»
В тематическом плане роман «Циклон» является продолжением «Человека и оружия», но тема войны, подвига нашего народа в нем тесно переплетается с темой мирной работы. Раздумья о гармонии бытия, мир на планете, человеческое счастье, призвание искусства Олесь Гончар описывает сквозь «я» героев, которые упоминают прожитые года, с тревогой заглядывают в будущее. Сила человеческого духа - главная мысль «Циклона», она пронизывает всю его структуру. Само старание прозаика как можно шире охватить современные проблемы и духовные поиски современника предопределяют композиционные особенности романа: события разворачиваются там в двух временных плоскостях. Война возникает в воспоминаниях Богдана Колосовского, который остался, живым, работает кинорежиссером и снимает фильм о войне, меньшей мерой - в воспоминаниях кинооператора Сергея Ткаченко.
События современности сосредотачиваются вокруг проблем искусства и могущественного циклона, который пронесся над Карпатами, нанесши огромный вред, и который в образно-художественном плане ассоциируется с войной. Разве не наиболее впечатляющими есть воспоминания Богдана Колосовского о плене. Он, Иван Решетняк, другие попали в лагерь, где «с четырех вышек, с четырех сторон света караулит нас одноглазая пулеметная смерть». Холодная Гора «на то и рассчитана, чтобы раздавливать, опустошать, разрушать человека…». Цель фашистов - убить человека в человеке. Один из пленных, «высохший человеческий скелет», плачет - украли котелок… А это означает определенную смерть, так как даже жалкой гнилой баланды ниоткуда взять. Понимая крайне затруднительное положение пленного, трое друзей, которым повезло получить пайку черной лапши, молча переглянувшись, разделили ее начетверо. Люди остаются людьми. А с каким достоинством пленный Шамиль переступил страшные ворота лагеря смерти: «Размашисто ступал он впереди, выпростанный, со смелым, аж будто веселым лицом». Он - как символ несокрушимости человеческого духа.
Тема войны переплетается с темой мирной работы, обычных трудовых будней, работы группы киношников, которые снимают фильм о войне. Режиссер с оператором ищут и находят точные, впечатляющие образы, чтобы передать средствами киноискусства жестокую действительность войны. Художественные поиски связаны с философским осмыслением событий прошлого и современного. С воспоминаний Богдана Колосовского, из кадров фильма возникает народ, который борется и в необычно трудные часы сохраняет свою человечность. Вот суровая женщина, которая пришла вызволить за взятку своего сына из лагеря. А сына нет. И тогда она «выбрала наиболее нуждающегося, больного узбека, который едва на ногах держался:
- - Это мой сын. Забрала и повела».
Много места отведено в «Циклоне» важной идее преемственности поколений. Это и Ярослава, которая буквально перевоплощается в Присю, чью роль она должна сыграть, и сын Ивана Решетняка, офицер-вертолетчик, который показывает чудеса, спасая людей во время циклона, и Сергей, который гибнет, снимая уникальные кадры наводнения, Писатель делает ударение на том, что в сложных обстоятельствах неожиданного циклона люди могут быть готовыми на самопожертвование, высокий духовный взлет и в годы войны.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Тема войны в романе Олеся Гончара «Циклон» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: