Олесь (Александр) Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 года в селе Сухая, теперь Кобеляцкого района Полтавской области. После окончания школы поступил в Харьковский техникум журналистики. С 1937 года О. Гончар начал печататься в украинской печати. 1938 года он поступил на филологический факультет Харьковского университета. В первые дни войны пошел добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Принимал участие во многих боях. Был дважды ранен. Летом 1942 года в районе Белгорода, будучи контуженным, попал в плен - Харьковский, потом Полтавский лагерь военнопленных. Оттуда с партией военнопленных был в скором времени направлен немцами на сельхозработы к совхозу «Передовик» Кишиневского района Полтавской области. Здесь, работая на собирании хлеба, кирпичном заводе, животноводческой ферме, активно участвовал в деятельности подпольной антифашистской организации, созданной при совхозе из рабочих и военнопленных. В сентябре 1943 года с приходом Красной Армии снова пошел на фронт. На фронте писал стихи, которые публиковались в дивизионной газете.
В тематическом плане роман «Циклон» является продолжением «Человека и оружия», но тема войны, подвига нашего народа в нем тесно переплетается с темой мирной работы. Раздумья о гармонии бытия, мир на планете, человеческое счастье, призвание искусства Олесь Гончар описывает сквозь «я» героев, которые упоминают прожитые года, с тревогой заглядывают в будущее. Сила человеческого духа - главная мысль «Циклона», она пронизывает всю его структуру. Само старание прозаика как можно шире охватить современные проблемы и духовные поиски современника предопределяют композиционные особенности романа: события разворачиваются там в двух временных плоскостях. Война возникает в воспоминаниях Богдана Колосовского, который остался, живым, работает кинорежиссером и снимает фильм о войне, меньшей мерой - в воспоминаниях кинооператора Сергея Ткаченко.
Рассказ Олеся Гончара хорошо передает удушливость общественно-политической атмосферы в начале 60- х годов. Писатель нередко встречался с бездушным и жестоким отношением партийного начальства к человеку, поэтому и решил рассказать о трагедии главы колхоза, который стал жертвой собственной честности и совестливости. Главный герой рассказа «Кресафт» Кухаренко, как и когда-то на фронте, превыше всего ценил честь и человеческое достоинство. Поступок его был естественным и понятным: он пообещал уплатить людям на трудодень полтора килограмма заработанного зерна и сдержал свое слово. Но за это ему предъявляют обвинение в срыве плана по хлебозаготовке. В партийном бюро, куда вызвали главу колхоза, произошло то, что должно было произойти: Кухаренка исключили из партии. Могло, конечно, произойти и по-иному, если бы Кресафт отказался от своего слова и покаялся. Тогда, вероятно, приговор оказался бы не таким суровым. Но не таким был герой произведения.
Мое первое знакомство с произведениями Олеся Гончара состоялось очень давно. Когда я был очень маленьким и еще не умел читать, моя мама прочитала мне тоненькую детскую книжечку «Илонка». Книжечка была хорошо иллюстрированная и этим привлекала мое внимание. Меня привлекала маленькая девочка, которая доверчиво сидела на руках у какого-то мужчины и смотрела в даль. Я долго сохранял любимую книжечку, а со временем, когда подрос, читал ее своей младшей сестре. Что понравилось мне в этой новелле Олеся Гончара? Наверное, искренность и простота рассказа. Из того, уже теперь далекого детства, я пронес любовь к родному слову. И все это благодаря одной только новелле. Я прочитал много произведений своего любимого писателя. Олесь Гончар для меня - олицетворение всех человеческих добродетелей, так как только очень хороший человек может так писать о другом человеке: человеке-воине, человеке-труженике. Мне кажется, что о Великой Отечественной войне я узнал значительно больше именно из произведений Гончара, чем из учебника истории. Теперь, смотря на седых ветеранов, я внимательнее прислушаюсь к их воспоминаниям, воображаю юношей и девушек, которые в грозные годы тяжелого времени встали на защиту родной земли.
Олесь Терентьевич Гончар - автор многих прозаических произведений. Его мастерство поражает людей разных поколений, тем не менее, широкому читательскому кругу он известен как автор больших прозаических полотен и почти совсем неизвестен как новеллист. По моему мнению, это не оправданно. Ведь в малом жанре писатель должен быть более конкретным и лаконичным и при этом полно раскрыть и тему произведения, и образы. Олесь Гончар именно и является тем писателем, который смог в небольшом по объему произведении вместить и глубину человеческих чувств, и рассказ. В этом гармоничном объединении раскрывается весь Гончар. Он будто присутствует на месте каждого действия. Я прочитала много новелл Олеся Гончара. Очень мне нравятся произведения на военную тему, где автор не просто рассказывает о человеке на войне, а раскрывает человеческие чувства, человеческие мысли, человеческие мечты.