В 1968 году вышел в печать роман Олеся Гончара «Собор», который с полным правом можно считать вершиной творчества выдающегося украинского писателя. Тяжелые то были времена для культуры, природы и души нашей страны: господство бюрократии, гигантомании, очковтирательство подавляли здравый смысл людей, уничтожали красоту нашей земли, разрушали памятки давней народной славы и величия. Именно поэтому оказалось актуальным произведение, которое открывало читателям глаза на дикость новых обычаев. Роман разоблачает никчемность потуг «потемкинских» новаторов, учит человечности, а самое главное - учит не подвергать забвению историческую и духовную память собственного народа. Известнейшей памяткой казацкой славы была Запорожская Сечь. Матушкой неограниченной степной воли звали ее днепровские рыцари. И в 1775 году по приказу Екатерины II был уничтожен символ украинского свободолюбия. Но нельзя уничтожить сам дух воли, нельзя погасить казацкого пламени, которое пылает в груди сынов Хортицы. «И ты же наши шанцы коварно забрала, и пушки, и флаги, и печать военную, а мы же… вместе с тем собор святой построим, дух свой в небо пошлем, и он в возрастах будет сиять над степью..» - будто взрыв протеста против царского произвола, будто утверждение бессмертия человеческого влечения вверх, к небесной бесконечности, так вознеслось творение сечевых зодчих.
Часы вечности исподволь отсчитывают последние мгновения второго тысячелетия, а напуганное человечество - эпохи. Что там, за порогом тысячелетий? Сплошные проблемы - голод и перенаселение, ядерная катастрофа и экологический кризис. И чуть ли не важнейшей среди них есть проблема потери духовности. На мой взгляд, самая страшная проблема - это духовная пустота, моральная деградация людей, преобразование их на сытые и тупые машины, приспособленные для удовлетворения материальных нужд. Проблема возрождения утраченной духовности остро явилась сегодня перед нами. Наш народ духовно обворован, равнодушный к родному языку, культуре, истории. Уничтожение духовных святынь - соборов, вышитых полотенец, рубашек, языка, обрядов началось еще в 30-х годах. Это произошло из-за Сталина, который уничтожил не просто миллионы людей, а и человеческие души. Рождалось поколение рабов, духовных мертвецов, так как уничтожались церкви. Но через несколько десятков лет, неожиданно, как набат, прозвучал на всю Украину голос Олеся Гончара. В романе «Собор» писатель поднимает болевые проблемы сохранения природы, исторических святынь, культурного наследия народа.
Есть такие произведения, которые задевают самые чувствительные струны души человеческой, долго не оставляют человека в покое, беспокоят ее. Очевидно, в них подняты те проблемы, которые подсознательно волнуют человека, в какое бы время он не жил. Литературный задел О. Гончара богатый такими произведениями. Мне чрезвычайно понравились его романы и повести: «Бригантина», «Чтобы светился огонек». И далеко не последнее место в этом перечне занимает роман «Собор». Как живет современный человек, каков его духовный мир, как относится он к духовным достояниям своего народа, к сокровищам народной культуры, с какими духовными достояниями идет в завтрашний день, - все эти вопросы обращены к нам со страниц романа. Направлен он против духовного браконьерства и беспамятства, карьеризма и приспособленчества. События в романе происходят в Зачиплянке, которая олицетворяет всю Украину, где живут и работают «работяги-металлурги», где, с одной стороны, блещет сага, а с другой - облупленный, старинный собор, построенный еще запорожцами как памятник героическим традициям козачества. Отшумели года, сменилось не одно поколение, а он стоит, и «немая музыка округлых … куполов, … его созвучных линий» вызывает чувство святости у человека. Или не поэтому ходит возле него ночами Николай Баглай? Или не поэтому бросается на его защиту Верунька? Когда была снята «охранная грамота» с собора. Или не поэтому старая Шпачиха против того, чтобы разрушить собор и построить на этом месте рынок.
Олесь Гончар - это писатель преимущественно современной темы, выдающийся мастер слова. Его любимые герои - труженики и воины, мыслители и творцы, люди с развитым чувством прекрасного, люди высоких духовных порывов и активного действия. Именно такими и есть герои романа «Собор». Их количество небольшое, но через них мы погружаемся в те времена, Зачиплянку и собор. На мой взгляд, свои раздумья автор передает Николаю Баглаю - студенту-металлургу, у которого очень сильно развито чувство красоты и правды. Очень удивительно, что такая прекрасная душа может быть у сына простого рабочего завода. Ведь не пришлось ему увидеть мир в окопе, под свист снарядов и взрыва бомб, а потом познать голод, трудности. Наверное, те солнечные степи, которые «сызмала входили в сознание детей», и край казацкой славы, седые могилы и тот собор взлелеяли у него чувство прекрасного. В моем воображении он возникает красивым юношей с чистыми мыслями и непорочными действиями. Николай захватывается всем, что существует вокруг него. Как живые, так и безжизненные существа занимают какую-то частицу в его сердце. Я считаю, что у него очень сентиментальная натура. Николай просто влюблен в свой заводской поселок, в его трудолюбивых жителей, но собор - это его наисветлейшая, самая желанная любовь: «Молчит собор. Каждый раз перед ним Баглай чувствует какую-либо странную грусть и что-то даже тревожное. Собор будто имеет в себе что-то от стихии».
Есть много примеров в литературе, когда образа художественных произведений четко разграничиваются на положительные и отрицательные. Читаешь и думаешь: «Вот бы так и в жизни!» Тогда можно было бы избегнуть плохих людей, прогнозировать отрицательные обстоятельства и обходить их стороной. Но, к сожалению, в жизни все значительно сложнее. Не сразу увидишь, кто есть кто. Поэтому так часто можно попасть в какой-то переплет, дружить не с «теми людьми». Недавно я прочитал романОлеся Гончара «Собор». Это произведение поразило меня своей правдивостью. Рассказывается в нем о событиях эпохи шестидесятых, но и сейчас роман актуальный. Он звучит предостережением и нам, и нашим потомкам: «Люди, будьте людьми!» Сейчас возрождается много храмов: строятся новые, реставрируются уже существующие. Но можно же было их и не разрушать, если бы наши предшественники думали о будущем. Безусловно, то были в годы шестидесятые и где взялось столько Лобод, чтобы запретить «Собор», чтобы арестовать Стуса, укоротить жизнь Симоненко? Ведь все хорошенькие мальчики и девочки идут в школу, всех их учат быть порядочными людьми, то где же берутся негодяи? Мне тяжело вообразить, что среди моих одноклассников кто-то способен достичь цели, используя подлость. А впрочем, жизнь покажет…