| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Тема сочинения: Идейно-эстетические функции пейзажа в повести «Тарас Бульба»

Запорожская Сечь («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!»).

Особое внимание при написании сочинения необходимо уделить идейно-эстетическим функциям пейзажа, системе художественных средств поэтического языка, межпредметным связям (истории возникновения Запорожской Сечи, законам и обычаям «бранного, трудного времени»).  Умелый стилистический разбор, анализ поэтических средств изображения, словарная работа, выразительное чтение, устное рисование - таков далеко не полный перечень видов работы для написания сочинения. Спросите себя, с каким настроением отправляются в далекий и опасный путь герои повести,   как   подводятся жизненные

итоги, о чем каждый думает и переживает, как раскрывается богатый внутренний мир Тараса Бульбы, Остапа и Андрея, обратит внимание на описание трудового ритма и воинского быта Запорожской Сечи. Необходимо проанализировать отрывки:

  • «Старый Тарас думал о давнем: перед ним проходила его молодость, его лета, его протекшие лета, о которых всегда почти плачет козак, желавший бы, чтобы вся жизнь его была молодость».
  • «А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи черны« шайки одни мелькали между ее колосьями».
  • «Уже и черных шапок нельзя было видеть; одна толь ко быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их».
  • «Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе Козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».
  • «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».
  • «Из травы мерными взмахами подымалась чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха».
  • «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
  • «Он (Днепр) веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли».
  • «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!»
  • «Миллион козацких шапок высыпал вдруг наплощадь…»

Теперь я попробую дать вам пример сочинения. Богатая метафоричность поэтического стиля отрывков, их особенная эмоциональность, выразительность, многокрасочность призваны вызвать ответное чувство читателей, полюбить безмерность пространства красоту и мощь окружающей человека природы. Интересно отметить точки зрения, откуда в души героев и окружающую их природу проникает глаз, художника - «ведателя души человеческой», как проникновенно писал о Гоголе Т. Г. Шевченко. Почти вся вторая глава повести -восторженно-поэтический гимн природе. Каждый образ природы (понятие, «пейзаж», думается, не выражает всех- оттенков значения пространства и времени одухотворен и многолик. Так, например, в отрывке: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!»- взятом из повести .«Майская ночь, или Утопленница», земные, человеческие масштабы поэтически накладываются на космические, сопоставляются и противопоставляются. Выразительны и художественно значительны детали: «величественный гром соловья», «подоблачные дубы» и га «редкая птйда, которая долетит до середины Днепра». Это не просто поэтические гиперболы, художественные преувеличения - это особое поэтическое видение, когда человеческий глаз охватывает одновременно и небо и землю. Только в свете сказанного учащиеся поймут «вселенские масштабы» и украинского дня и ночи, Днепра, неба и земли: «Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, и голубой неизмеримый океан (т. е. небо), сладострастным кулолом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, весь потонувший в неге, обнимая и сжимая прекрасную (т.. е. землю) в воздушных объятиях своих!» («Сррочинская ярмарка»). Или же в описании Днепра: <,..в середину Днепра глядят только солнце и небо, и все звезды, светящие над миром, разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем» («Страшная месть»). Ощущение первозданности и необъятности природы, где «все дивно, все торжественно», «а на душе и необъятно, и чудно», охватывает читателя, настраивает его на поэтически возвышенный, торжественный лад. Содержание подобных картин природы - процесс постижения мира, когда в единичном открывается всеобщее, вечное. Поэтому вопрос «Знаете ли вы украинскую ночь?» - отнюдь не риторический. Читатель, оказывается, действительно не знает украинской ночи. Сам Гоголь как художник и раскрывает ее тайны, вселенские масштабы, приобщая к ней своих героев, а вместе с ними и читателей.

Поэтически взволнованно начинается описание степи ‘во второй главе повести «Тарас Бульба». Здесь степь - символически обобщенный образ матери-родины. И чем ближе подвигался отряд Тараса Бульбы к Запорожской Сечи, тем прекраснее становилась степь (см. указанные выше отрывки 2-7 для анализа в классе).

Пейзаж у Гоголя становится выражением авторского лирического чувства, эмоционально-художественным подтекстом повести: подчеркивается соотнесенность картин природы с жизнью и судьбой героев, вся она исполнена любовного материнского начала (подобно матери, она, степь, «уже давно приняла их всех в свои зеленые объятия»), и недаром над степью вьется птица-чайка. В первой главе мать «с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими». И мать, и степь поэтически сливаются в обобщенный образ - символ матери-отчизны.

 


Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Тема сочинения: Идейно-эстетические функции пейзажа в повести «Тарас Бульба» . Это нужно, ведь не потеряешь!

Содержание интересных новостей


Новые сочинения:

Сайт создан в системе uCoz