Сочинение на тему исторической и духовной памяти в романе О. Гончара «Собор»
В 1968 году вышел в печать роман Олеся Гончара «Собор», который с полным правом можно считать вершиной творчества выдающегося украинского писателя. Тяжелые то были времена для культуры, природы и души нашей страны: господство бюрократии, гигантомании, очковтирательство подавляли здравый смысл людей, уничтожали красоту нашей земли, разрушали памятки давней народной славы и величия. Именно поэтому оказалось актуальным произведение, которое открывало читателям глаза на дикость новых обычаев. Роман разоблачает никчемность потуг «потемкинских» новаторов, учит человечности, а самое главное - учит не подвергать забвению историческую и духовную память собственного народа. Известнейшей памяткой казацкой славы была Запорожская Сечь. Матушкой неограниченной степной воли звали ее днепровские рыцари. И в 1775 году по приказу Екатерины II был уничтожен символ украинского свободолюбия. Но нельзя уничтожить сам дух воли, нельзя погасить казацкого пламени, которое пылает в груди сынов Хортицы. «И ты же наши шанцы коварно забрала, и пушки, и флаги, и печать военную, а мы же… вместе с тем собор святой построим, дух свой в небо пошлем, и он в возрастах будет сиять над степью..» - будто взрыв протеста против царского произвола, будто утверждение бессмертия человеческого влечения вверх, к небесной бесконечности, так вознеслось творение сечевых зодчих.
В советские времена над памятками национального искусства, которые когда-то считались бессмертными и незабываемыми, снова нависла опасность разорения и забвения. Новомодные любители и выдвиженцы, всяческие Володьки Лебеды и другие «юшкоеды» продали свои «соборы душ», обменяли на потроха наисвятейшее, что есть у человека, - любовь к родной земле. Променяли любовь на опустошение, величие внутреннего мира на лишенную вкуса пустоту. Такая уж пора была, когда воспитывали патриотизм без любви к родному народу, воспевали мир, держа в руках оружие, восхваляли высокие чувства, неся в сердце равнодушие. Недаром архитектор, товарищ Николая Баглая, в полный голос казнит такое положение, при котором в стране великанов владычествуют карлики: «Разрушаем своим равнодушием!.. Сами лелеем разрушителя! А разрушитель внутренне всегда же пигмей, он хочет сделать кругом все меньшим за себя…».
К счастью, еще остались на Украине титаны духа и культуры, которые помнят народные истоки. В романе они представлены такими великанами с певучими и искренними сердцами, как Николай Баглай, его любимая Елька, Изот Нечуйветер, военкомов сын Алексей-механик, другая молодежь, которая жаждет более чистой, искрометной жизни. Собор, что является воплощением человеческого влечения к совершенству, к высочайшей мечте, становится для них символом борьбы против порабощения души современными черствыми догмами, борьбы за бессмертие народной памяти о вечной красоте воли и совершенства человеческой натуры. «Баглаевцы» понимают, что нельзя забыть тернистого пути украинцев. Так как забудешь собственную историю, потеряешь собственную культуру - потеряешь самого себя, свое «я», потеряешь наибольший подарок судьбы - жизнь, которая преисполнена высшим смыслом. Только через передачу традиций, уверены они, через сохранение той глубинной родной тайны, которая берет свои корни с давних времен, раскрывается история нашей Родины, в знании которой проявляется наша любовь к Отчизне, к мамочке нашей Украине. И, если любить ее всем сердцем, осияет нас свет счастья и согласия, так как «…из всех чувств это - наисолнечнее…».
Итак, тот счастливый, кто помнит свою историю, кто не отрекся от своего рода, - этому учит роман О. Гончара «Собор». Люби родную землю, уверяет он, лелей ее, и тогда сможешь называться настоящим человеком настоящим сыном Украины.
Ключевое слово: Гончар
Хорошее сочинение? Тогда в закладки - » Сочинение на тему исторической и духовной памяти в романе О. Гончара «Собор» . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения: