Что сейчас волнует наших людей, чему они радуются, от чего на их лицах появляется грусть? Какой духовный мир у современного человека, как он относится к своей культуре, истории своего народа? Тяжело ответить на вопрос, остался ли в душе человеческой тот единый «храм», который соединяет поколения, который является показателем гуманности и чистоты, тот «храм», который дает желание жить и не потерять чувство ответственности за все, что сейчас происходит на нашей планете. Ведь идет уничтожение всего найсвятейшего, наиболее дорогого. Неужели придет то время, когда человечество уничтожит само себя?.. Такие вопросы очень волновали талантливого украинского писателя О. Гончара. И как ответ на боль его души появился роман «Собор».
Роман «Собор» - это произведение интеллектуального наполнения, остропроблемный и дискуссионный. Появившись в украинской литературе в конце 60-х годов двадцатого века, он был тем всплеском, который столкнул болевые точки общества. В романе остро поставлены вопросы сохранения окружающей среды, сохранности памятников прошлого, сохранение цельности человеческой души. Олесь Гончар один из первых указал на опасность карьеризма не только в морально-этической, а и в общественно-политической плоскости. Все проблемы, которые поднимает автор в романе, явились во весь рост в наше время и показали, что общество больное, что болезнь надо было лечить в самом зародыше, а сейчас это сделать сложнее.
В 1968 году вышел в печать роман Олеся Гончара «Собор», который с полным правом можно считать вершиной творчества выдающегося украинского писателя. Тяжелые то были времена для культуры, природы и души нашей страны: господство бюрократии, гигантомании, очковтирательство подавляли здравый смысл людей, уничтожали красоту нашей земли, разрушали памятки давней народной славы и величия. Именно поэтому оказалось актуальным произведение, которое открывало читателям глаза на дикость новых обычаев. Роман разоблачает никчемность потуг «потемкинских» новаторов, учит человечности, а самое главное - учит не подвергать забвению историческую и духовную память собственного народа. Известнейшей памяткой казацкой славы была Запорожская Сечь. Матушкой неограниченной степной воли звали ее днепровские рыцари. И в 1775 году по приказу Екатерины II был уничтожен символ украинского свободолюбия. Но нельзя уничтожить сам дух воли, нельзя погасить казацкого пламени, которое пылает в груди сынов Хортицы. «И ты же наши шанцы коварно забрала, и пушки, и флаги, и печать военную, а мы же… вместе с тем собор святой построим, дух свой в небо пошлем, и он в возрастах будет сиять над степью..» - будто взрыв протеста против царского произвола, будто утверждение бессмертия человеческого влечения вверх, к небесной бесконечности, так вознеслось творение сечевых зодчих.
Есть много примеров в литературе, когда образа художественных произведений четко разграничиваются на положительные и отрицательные. Читаешь и думаешь: «Вот бы так и в жизни!» Тогда можно было бы избегнуть плохих людей, прогнозировать отрицательные обстоятельства и обходить их стороной. Но, к сожалению, в жизни все значительно сложнее. Не сразу увидишь, кто есть кто. Поэтому так часто можно попасть в какой-то переплет, дружить не с «теми людьми». Недавно я прочитал романОлеся Гончара «Собор». Это произведение поразило меня своей правдивостью. Рассказывается в нем о событиях эпохи шестидесятых, но и сейчас роман актуальный. Он звучит предостережением и нам, и нашим потомкам: «Люди, будьте людьми!» Сейчас возрождается много храмов: строятся новые, реставрируются уже существующие. Но можно же было их и не разрушать, если бы наши предшественники думали о будущем. Безусловно, то были в годы шестидесятые и где взялось столько Лобод, чтобы запретить «Собор», чтобы арестовать Стуса, укоротить жизнь Симоненко? Ведь все хорошенькие мальчики и девочки идут в школу, всех их учат быть порядочными людьми, то где же берутся негодяи? Мне тяжело вообразить, что среди моих одноклассников кто-то способен достичь цели, используя подлость. А впрочем, жизнь покажет…
Олесь (Александр) Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 года в селе Сухая, теперь Кобеляцкого района Полтавской области. После окончания школы вступил в Харьковский техникум журналистики. С 1937 года О. Гончар начал печататься в украинской печати. 1938 года он вступил на филологический факультет Харьковского университета. В первые дни войны пошел добровольцем на фронт в составе студенческого батальона. Принимал участие во многих боях. Был дважды раненный. Летом 1942 года в районе Белгорода, будучи контуженным, попал в плен Харьковский, потом Полтавский лагерь военнопленных. Оттуда с партией военнопленных был в скором времени направленный немцами на сельхозработы в совхоз «Передовик» Кишеневского района Полтавской области. Здесь, работая на уборке хлеба, кирпичном заводе, животноводческой ферме, активно участвовал в деятельности подпольной антифашистской организации, созданной при совхозе из рабочих и военнопленных. В сентябре 1943 года с приходом Красной Армии снова пошел на фронт. На фронте писал стихи, которые публиковались в дивизионной газете.