Произведения автобиографического характера. У Остапа Вишни есть целый ряд автобиографических рассказов: «Так и пишу», «Великомученик Остап Вишня», «Вся жизнь с Гоголем», «Господская елка», дневник «Думы мои, думы мои…», который является интересным образцом мемуарной литературы, а наилучшая юмореска - «Моя автобиография», которую писатель написал за два дня (15-16 марта 1927 года). Своеобразность художественного изложения. Автор остроумно рассказывает о ярчайших моментах своей жизни, о чертах характера и мироощущения с помощью интересных комментариев, с выходом на общественные, государственные и эстетичные проблемы. На первый взгляд, рассказчик в юмореске - это пассивный, ко всему равнодушный участник событий. Но это лишь извне он маскируется под «простачка», который со всем соглашается. На самом деле перед нами возникает прекрасный образ человека доброго, чрезвычайно талантливого и остроумного, биография которого неотделима от истории родного народа.
Под каким псевдонимом впервые появился в украинской литературе Остап Вишня? В литературу Остап Вишня (Павел Губенко) вошел под псевдонимом Павел Грунский, которым подписал свое первое сатирическое произведение «Демократические реформы Деникина», которое было опубликовано 2 ноября 1919 года в каменец - подольской газете «Народная воля». Вообще же за осенние месяцы 1919 года юмористом было опубликовано свыше 20 фельетонов и юморесок. Своеобразность улыбок выдающегося юмориста заключалась в лаконизме и остроумии, объединении бытовых зарисовок, жанровых сценок с лирических авторских отступлениях. Павел Михайлович положил начало и таким ее художественным видоизменениям как усмешка-пародия, усмешка-шутка, усмешка -очерк, усмешка -миниатюра.
Леся Украинка - выдающаяся фигура в истории литературы. Эта женщина вызывает настоящее увлечение: мы захватываемся ее талантом, любовью к украинскому народу, но и более всего - ее мужеством и решительностью, оптимизмом и верой в лучшее будущее. Тематика поэзий Леси Украинки чрезвычайно разнообразная. Это и глубокая философская лирика, и нежные и мелодичные поэзии о любви, и мастерски написанные картины природы родного края. Но не менее важной и художественно завершеной частью творческого задела писательницы есть гражданственно-политическая лирика, в которой Леся Украинка не только высказывает свои гуманистические, по-настоящему последовательные и достойные взгляды на жизнь народа, а и часто вмещает пылкие призывы к действию. В этих призывах и острая политическая мысль талантливой поэтессы, и ее горячая любовь к родному народу, жажда получить благополучного будущего для родной Украины.
Литературный процесс XX столетия чрезвычайно сложный и противоречивый, но именно XX столетие дало украинской литературе непересекающиеся таланты, которые были не только одаренными художниками, а и сильными личностями, мужественными и непобедимыми, они стаются в истории, в памяти современников и потомков. Две волны литературного процесса XX века вызывают настоящее увлечение как художественно завершеными произведениями, так и самыми художниками: это так называемое «расстрелянное Возрождение» 30-х лет и шестидесятых. Обе плеяды гениев испытали жестокие репрессий и издевательства цензуры. К поэтам-шестидесятникам принадлежат известные всем фигуры, лишь некоторые из них обошла трагическая судьба…
Григорий Савич Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в с. Чорнухах на Полтавщине. Происходил из казацкого рода. Получив начальное образование, поступил в Киевскую академию. Полного академического курса не закончил, оставив обучение «студентом богословских наук». Был певцом придворной капеллы в Петербурге, входил в слог русской миссии в Венгрии. Работал домашним учителем, излагал в Харьковском коллегиуме. Через конфликт с руководством коллегиума был вынужден оставить посаду. Последние двадцать пять лет жизни, не имея собственного дома, провел в странствованиях. Умер Сковорода 29 октября 1794 г. в с. Ивановце, что на Харьковщиной. Сковорода - автор литературных и философских творений. Их идейное содержание подчинено поиском смысла жизни человека и определению путей к счастью. Понимая философию как науку жизни, писатель, лишь бы наиточнее выражает свои взгляды, постепенно переходит от литературных до философских жанров диалогов, трактатов, притч. Свою поэтическую деятельность Сковорода начал еще в 50-х гг., а в 80-х объединил раньше созданные поэзии в сборник «Сад божественных песен».