Российская империя в начале прошлого века, испытывала перелом своей истории. Контрреволюции, мятежи, войны, сражения - все эти события сохранили свой отпечаток в участи народа. Все произошедшее сильно повлияло на русскую культуру. Гражданская война была зверской и кровопролитной. Ее описали в своем творчестве М. Булгаков, А. Фадеев, Б. Пастернак, И. Бабель и многие другие. В их произведениях изображались и военная сторона действия и личная точка зрения автора на события, и борцы за свои интересы и принципы. Важную роль играл высший свет.
Эти строки А. Т. Твардовского относятся к XX веку - наверное, самому сложному, противоречивому, многогранному периоду истории человечества. XX век запомнится нам как эпоха величайших открытий и достижений человека и трагедией двух мировых войн и множества локальных конфликтов, как время культурного расцвета, который тем не менее прерывался периодами глубочайшего нравственного упадка, как век, одновременно жуткий и удивительно интересный для людей, живших в эту пору. Действительно, «недоброй памяти дела», упомянутые А. Т. Твардовским, соседствуют здесь с прекрасными, справедливыми поступками, образуя крайне противоречивый образ XX века, полный добра и зла, красоты и безобразия, света и тьмы. Очевидно, что в этой небольшой работе невозможно охватить даже малую часть событий этой эпохи, поэтому мы остановимся на наиболее, на мой взгляд, значимом периоде жизни России - на Гражданской войне 1918-1921 годов, рассматривая ее сквозь призму литературных произведений, посвященных тому времени.
Первый сборник «Вечер» 1912 года сделала известным имя Анны Ахматовой. Характеризуя особенность ее поэзии, Кузьмин писал в предисловии к сборнику о том, что она имеет способность «понимать любые вещи… в их непонятной связи с переживаемыми минутами». Именно обычные вещи свидетельствуют о залоге лирической героини больше, чем длинные монологи. Ее лирическое «я» проступает через тонкость восприятия мира. Уже в ранних стихах Ахматовой читатель увидел интересную особенность: ее короткие стихи похожие на целый роман, который вмещает историю отношений, сюжеты чувств и неизменяемую неразделенность чувств. Это поэзия «не встречи». Содержание жизни героинь Ахматовой - любовь во всех оттенках и проявлениях - от предчувствия любви, ожидание любви к «страсти, раскаленной добела». Урбанистическая тема творчества Ахматовой проявялется уже во втором сборнике «Чётки» (1914) героем лирики Ахматовой становится Петербург, «огород, горькой любовью любимый». Поэтому особое значение предоставляется детали. Так в стихе «В последний раз мы встретились тогда» читаем:
Ахматова принадлежала к поколению поэтов, чьи имена ассоциируются с «серебряными пор» русской поэзии. Она принадлежала к поэтоам, которые старались открыть ценность обычного предметного мира, ценность слова. И она, как ее товарищи по «цеху поэтов», пришла к литературе с собственными убеждениями и талантом любить жизнь земная, а не мистическое. ее творчество отображало этап расцвета поэзии хорошей и разной. И вместе со своим поколением она погружалась в новые темы реальности - город, любовь, война. Имя Анны Ахматовой замалчивалось уже в пореволюционные года. 1921 года арестован ее муж Николая Гумилева, а в скором времени и розстріляно. Волна сталинских репрессий в С-Те года не обошла и Ахматову, поскольку ее сына было арестовано дважды к войне. Но еще 1922 года Ахматова обозначила свою позицию, а также целого поколения тех, кто оказался в изгнании, оставшись в стране. В стихе «Не с темы я, кто бросил землю…» высказан протест против высылки интеллигенции и вместе из тем обозначена позиция тех, кто оказался во внутренней эмиграции, - они принимают свой жребий.
У каждого поэта - своя трагедия. Именно она и интересная современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что целое поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов, волшебных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Далеко не все знали о том, какая огромная работа идет в душе поэта, которые гневная и горькая строки сохраняются, прячутся в ее памяти. Поколение Ахматовой было надломлено Октябрьской революцией, выбитое из колеи, лишенное сопротивления - прежде всего духовной, моральной. Генрих Гейне говорил, что все трещины мира проходят через сердце поэта. Трагедию своих современников Ахматова ощутила и предрекла еще в 20-и года. Она еще сохраняет какую-то надежду на изменения в жизни - надежду, которая, к сожалению, так и не оправдалась. Ахматова всегда ощущала себя частью поколения, эпохи, поэтому по праву могла сказать: