У каждого настоящего мастера есть один или несколько наиболее дорогих ему произведений. Это то, чего художник не мог не сказать человечеству - это его боль, самые тайные мысли, выношенные и пережитые, пропущенные через сердце. Именно таким произведением стала для А. Довженко киноповесть «Очарована Десна». Тяжелый и грозный 1942 год на фоне страданий, горя, героической борьбы с фашизмом в памяти художника выныривают и возникают картины далекого детства. «У меня был дед,- вспоминает А. Довженко,- похожий на Бога. И когда я молился Богу, я видел будто портрет деда, а сам дед лежал на печи и кашлял…» А. Довженко в киноповести на вопрос, который вызывает воспоминания о детстве, отвечает, что это - «непобедимое желание… осознать свою природу… круг самых ее первональных источников». Само желание осмыслить эту природу и определило жанровые и стилевые особенности произведения. Прежде всего - это два плана изображения. Первый план - показ детства Саши: его радость и заботы, увлечение чудомиром красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское окружение.
Киноповесть «Очарована Десна» - многоплановое, многопроблемное произведение. Но над всем этим возвеличивается образ природы, проблема отношений человека и природы, благотворного влияния ее красоты на душу человека, особенно ребенка. Недаром же А. Довженко назвал киноповесть именем своей любимой реки детства. Эпитет же «очарованная» несет в себе большие оценочные и эмоциональные нагрузки, настраивает на необыкновенный минорный в сочетании с мажорным порядок. Так пленила писателя «девица Десна», что он на всю жизнь остался в душе «удивленным маленьким мальчиком с широко раскрытыми зелеными глазами». Именно это общение с природой помогло развитию у него оригинального мироощущения, сохранению свежести чувств и в зрелом возрасте, умению видеть «звезды даже в будничных лужах на жизненных путях» и правдиво воссоздавать жизнь во всех ее проявлениях. «Благословенна же будь,- обращается художник к реке,- моя нетронутая девица Десна, вспоминая тебя уже много лет, я всегда добрел, чувствовал себя неисчерпающе богатым и щедрым. Так много дала ты мне подарков на всю жизнь».
У каждого человека, наверное, наступает такая пора, когда возникают в памяти наипрекраснейшие образы детства, вспоминаются дорогие, но далекие теперь люди, и она старается «осознать свою природу на ранней предрассветной звезде вокруг самых ее первоначальных источников». Для А. Довженко это киноповесть «Очарована Десна» - искренняя лирическая исповедь, раскаяние в своих и человеческих совершенных и несовершенных грехах. Читая это произведение, мы глубже проникаем в духовный мир художника, в его творческую лабораторию и учимся так любить жизнь, все прекрасное в нем, как любил его писатель. В киноповести переплетаются два плана рассказа - от лица маленького Саши и от лица зрелого художника. Итак, и «грехи» переплетаются малые и большие - от вырванной втайне недозрелой моркови к покинутому в фашистской неволе старику отцу.
Школьное сочинение по рассказу Н. Волнового «Сентиментальная история». В творчестве М. Волнового женские образы имеют особое значение. Известно, что в Украине всегда властвовал культ Женщины. Мать, любимая, хранительница рода и извечных традиций - таким возникает образ женщины со страниц писателей-классиков. А какой видит женщину Н. Волновой? В послереволюционные времена мир перевернулся из ног на главу. Что происходило? Разрушение моральных канонов и, как следствие,- деградация человеческих душ. И кому, как не женщинам, следует остановить этот хаотичный абсурд? Н. Волновой уверен, что женщины морально более стойкие, чем мужчины, вот потому он убежден, что их любовь, милосердие, наконец, самопожертвование вырвут родной народ из губительной стихии.
Николай Волновой - писатель страстный и горячий. Поэтому понятно его непосредственное присутствие в своих произведениях. Новелла «Я (Романтика)» отображает лицо автора опосредованно, через некоторые грани «я» и философскую систему. Трагедия автора в новелле «Я (Романтика)» весьма глубокая. Написанное в импрессионистической манере, произведение в яркой художественной форме отображает те сложные противоречия, которые есть в душе человека, в его сознании и в окружающей действительности. «Я - чекист, но я и человек»! Сказано так, что одно понятие полностью (за своей сутью!) исключает другое. И это справедливое утверждение. Ради какой-то «неизвестной прекрасной загорной коммуны» заседает ночью «черный трибунал» и подписывает приговор за приговором: «Расстрелять!». И тех, кто собирался на квартире философствовать о правде, и монахинь, и родную мать. Героя новеллы, как и автора, еще терзают сомнения, его «я» раскололось на несколько «я». Одно из них тянется к нежной и доброй матери, другое - молится тому времени, которое свело его с товарищами из «черного трибунала». Еще одно «я», фанатически отданное идеям революции, идет на убийство матери: «Тогда я в томлении, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, закинул руку за шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузер на висок и нажал спуск».