Стихи С. Есенина - исповедь яркой и мятущейся души, привлекающая одухотворенностью и стремлением воспеть лучшие человеческие чувства. В поэзии С. Есенина переплетаются факты его биографии с историческими событиями, в напряженной личностной интонации угадываются общечеловеческие черты. Главная тема лирики С. Есенина - любовь к родной стране. В стихах о России прежде всего звучат личные впечатления поэта:
Цикл «Темные аллеи» - последнее создание И. А. Бунина-прозаика, завершившее его долгий и трудный творческий путь. Это произведение написано в 40-е годы XX века в разгромленной Франции ведущим полуголодное существование семидесятилетним стариком. И между тем «Темные аллеи» - книга о любви. Большинство рассказов цикла заканчиваются печально. И. А. Бунин писал: « Неужели вы не понимаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - я был близок к самоубийству». Наверное, для писателя всякая истинная любовь - источник трагедии. Попробуем понять, почему так происходит, обратившись к рассказам цикла.
Уолт Уитмен - американский поэт, оригинальный мыслитель, публицист, критик, прозаик, одна из самых ярких фигур в истории мировой культуры и литературы. На протяжении всей своей творческой жизни он писал одну книгу - «Листья травы», которая стала воплощением оригинального мировоззрения ее автора. Эта книга вобрала в себя все, начиная от травинки, отдельной личности и кончая космосом и Вселенной. Уитмена трудно сравнить с кем-либо, потому что он не похож ни на кого. Он был настоящим новатором, который смело разрушал устоявшиеся традиции и нормы. Поставив в центр своей оригинальной поэтической системы отдельную личность, обобщенное поэтическое «я», он воспевал красоту человеческого тела и человеческой души, показывал гармонию в природе и разлад в человеческом обществе.
Символизм - это литературное направление, зародившееся после 1870 года во Франции и широко распространившееся в культуре европейских стран, в том числе и в России - в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Поэты-символисты горячо протестовали против обесценивания человеческой личности, ратовали за изображение в искусстве высоких человеческих идеалов - красоты, благородства, доброты, справедливости, самоотверженности. По мнению символистов, исправить мир, погрязший в пороках и заблуждениях, может только красота. Символисты считали, что вне окружающего нас мира существует идеальный мир, в котором царят гармония и красота, а реальность - грубое и искаженное отражение этого небытия. Лишь чуткая душа поэта, композитора или художника может исправить человечество и указать ему верную дорогу в жизни.
Становление реализма как художественного метода происходило в период, когда ведущую роль в литературном процессе играли романтики. И одними из первых писателей, вставших на путь классического реализма, стали такие мастера слова, как Мериме, Бальзак, Стендаль. Стендаль первым обосновал главные принципы и программы нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил в своих произведениях. Отвергая эстетику классицизма, он ратовал за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей ее полноте и противоречивости. Потому его романы явились совершенно новым этапом в развитии литературы. Он ставил вопросы, которые до него не решался затронуть ни один писатель, он давал сюжетам такое развитие, которого в те времена никто не мог даже предположить. Он вкладывал в свои произведения глубокий философский, нравственный смысл.