В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» автор пытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности и бесчеловечности окружающего общества. В центре романа - идеальный герой, правдоискатель. «Давно уже мучила меня одна мысль, - признавался писатель, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, внаше время особенно». «Настроение» современного буржуазного мира, разгул «материальных» инстинктов, кризис христианской веры, наступающий повсеместно дух мещанства, наживы, цинизма, а так-же странные и чудовищные явления, связанные с этим, всегда были причиной «смятенности духа» великого писателя.
Лирика Н. А. Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихотворений, обращенных к А. Я. Панаевой («Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…»), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания. Некрасов не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализирует самые сокровенные чувства. Стихотворения так называемого «панаевского цикла» Некрасова можно сравнить с «денисьевским циклом» Тютчева. Два великих поэта независимо друг от друга создавали любовные стихотворения, удивительные по открытости чувств.
Путь Некрасова в поэзии и в жизни был нелегким. Его «первые университеты» оказались Очень далеки оттого, что могла дать жизнь, молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов на всегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль. Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и его представителям - крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы. Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно - I он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:
Наверное, любой, кто прочтет эти удивительные строки великого русского поэта А. А. Фета, не задумываясь, ответит на вопрос, о чем это стихотворение. Конечно же, о любви. О самом сильном, волнующем, загадочном, о самом многообразном и изменчивом чувстве человека. О чувстве, которое не может оставить равнодушным ни одного человека на земле. Казалось бы, о самой любви здесь не сказано ни слова. А о любимой девушке - лишь одна строка. Но на самом деле любовью пронизано в произведении каждое слово, каждый слог, каждый звук. В этом заключено удивительное мастерство Фета-лирика, настоящего мастера в передаче самых тонких человеческих переживаний, самых неуловимых движений человеческой души.
Афанасий Афанасьевич Фет - один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», - писал о нем П. И. Чайковский. На слова Фета написано множество романсов: «Сад весь в цвету» Аренского, «Свеж и душист твой роскошный венок» Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» Танеева, «Я тебе ничего не скажу» Чайковского, «В молчанье ночи тайной» Рахманинова. Не менее поэтична и музыкальна пейзажная лирика А. А. Фета. Поэт любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее. Стихи о природе объединены поэтом в отдельные циклы соответственно временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Лирика Фета - это вселенная красоты, три основные составляющие которой - природа, любовь и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворных циклов. Особый цикл посвящен морю. Явления природы поэт олицетворяет, воспринимает их как одушевленные существа, благодаря чему пейзажи всегда овеяны определенным настроением: