Значительный интерес представляет произведение «На поле Куликовом» (небольшой цикл из пяти стихотворений, включенный в отдел «Родина»). Мы найдем здесь и изображение русской природы, и воспоминания о героическом прошлом России, и предчувствие грядущих перемен. Затронут в стихотворении и острый вопрос, особенно мучивший Блока в то время,- это вопрос о взаимоотношениях народа и интеллигенции. Ожидание важных событий, которые должны изменить судьбу России, Блок связывал с воспоминаниями , о Мамаевом побоище. Он считал, что Куликовская битва принадлежит к «символическим событиям русской истории», которым «суждено возвращение».
Блок вполне искренне приветствовал революцию 1905 года, хотя до конца не понимал ее подлинного смысла. Восприятие революции как могучей стихии порождало у Блока двойственное отношение к ней. С одной стороны, иола радовала могучая стихия, способная перевернуть мир, с другой стороны, его пугала разрушительная сила революции. Он опасался «жакерии», «варфоломеевских ночей», в одном из писем хотел спрашивать, «когда всех нас перережут». Блок не понимал «строительства жизни», Созидательного начала революции. Он ожидал мгновенного взрыва стихни, способного сразу переделать весь мир. Но этого не произошло. И поэт трагически переживает свои несбывшиеся надежды. Это не значит, что ОН отказался от прежних идеалов, разочаровался в них.
Отход от мистики и символизма, тяга к познанию жизни, могучую стихию которой Блок почувствовал и полюбил, приводит его к напряженным творческим поискам. Он радостно воспринимает окружающую природу (цикл стихов «Пузыри земли»). В слиянии с естественной жизнью природы, с ее стихийными силами поэт видел преодоление уединенности, субъективизма. Поиски новых идеалов, новых тем, новых поэтических средств велись и в другом направлении. Еще в 1902 году Блок писал отцу о своей близости к Достоевскому, о реализме, граничащем с фантастикой. В 1906 году у него возникает идея «мистицизма в повседневности».
В цикле «Распутья» (1902-1904) наряду с прежней теомй возвышенной любви появляются стихи об окружающей действительности, о противоречиях и ужасах капиталистического города («Фабрика», «По городу бегал черный человек», «Из газет», «Последний день», «По берегу плелся больной человек» и др.). Блок пишет произведения, в которых прямо говорится о социальных, классовых противоречиях, о новых людях, выходящих на арену истории. Поэт замечает, как поднимаются «из тьмы погребов» строители новой жизни с кирками и лопатами. Интересно, что Блок, воспитанный в среде дворянства, которое привыкло «глядеть в лицо другому кругу всегда немного свысока», вполне искренне заявлял:
Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения «Я жду призыва, ищу ответа…», «Сумерки, сумерки вешние…», «Верю в Солнце Завета…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Вхожу я в темные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…». «Стихи о Прекрасной Даме», это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью, о которой Блок читал у В. Соловьева. Последовательно и систематически Блок переводит и «Стихах о Прекрасной Даме» свои «земные» чувства и «высший», идеально-мистический план» .