| Сочинения по литературе | Украинская литература | Сочинения на свободную тему | Рубрики сочинений |



Антикрепостническая направленность повести М. Вовчка «Институтка»

Школьное сочинение по мотивам повести «Институтка». В годы крепостнического гнета начала свою литературную деятельность Мария Александровна Вилинская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчок. Это выдающаяся писательница второй половины XIX столетие, которую И. Я. Франко назвал борцом за волю и человеческие права трудового народа. Марко Вовчок глубоко выучила жизнь закрепощенного люда, его устное народное Творчество. Шевченковский «Кобзарь», «Записки охотника» Тургеневы, «Мертвые души» Гоголя были основными источниками творчества молодой писательницы. Они выработали у нее убеждение, Что неволя - это рабство, с которым нужно бороться. Тяжело живется крепостным и на Украине, и в России. Вот почему Марко Вовчок и начала свое творчество антикрепостническими рассказами и повестями. Популярность произведений Марка Вовчка определялась умением писательницы поднять в своих произведениях основные вопросы борьбы с крепостничеством. Т. Г. Шевченко назвал писательницу «ясной звездой» в литературе, «обличителем жестоких людей несытых».



Василий Стефаник. Доклад о писателе

Василий Стефаник родился 14 мая 1871 г. в с. Русове Снятинского уезда на Станиславщине (ныне - Ивано-Франковск) в семьи зажиточного крестьянина. После обучения в школах в с. Русове и г. Снятине он 1883 г. вступил к польской гимназии в г. Коломыи. Здесь завязалась дружба В. Стефаника с Л. Мартовичем. За украинскую общественно-политическую деятельность их обеих в 1890 г. исключили из гимназии. В. Стефаник переехал в Дрогобыч и вступил к местной гимназии, которую закончил 1892 г. Того же года он вступил на медицинский факультет Краковского университета, где учил до 1900 г. В сентябре 1903 г. В. Стефаник посетил Поднепровскую Украину: присутствовал присутствующем открытии памятника И. Котляревскому в Полтаве и встречался с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским и др.



Тема патриотизма в новелле «Сыны»

Прошло много десятилетий, с того времени как писал свои новеллы Василий Семенович Стефаник. Уже и времена будто другие, и жизнь другое, но его произведения до сих пор волнуют читателя. И что там волнуют! Каждая новелла пронимает голову жгучей, как огонь, мысленным взором, и нет ни одной такой, которая бы не резала сердце. Призраками прошлого встают герои Стефаника, но некогда не станет прошлым то, что захватывает в новеллах,- проникновенная искренность, человечность каждого произведения. Новелла «Сыны» рассказывает о стариках Максима, который остался на старости лет сам. Не потому, что покинули его родные,- судьба забрала. Наблюдая за тем, как работает Максим, многое можно сказать о нем: трудолюбивый, ловкий, землю любит и знает. Привык он работать круг земли, в этом усматривал и смысл жизни: жить, работать, растить детей, чтобы «дом был ясный, лишь бы дети росли», чтобы благосостояние было. Так воспитывал и сынов своих Андрея и Ивана. Так вот, когда приехал старший сын Андрей и сказал, что идет воевать за Украину, отец только из растерянности спросил: «За какую Украину?» Он не знал громких слов. Для него земля и была всегда частицей Родины, так как здесь так же жилы и родители, и деды его. Но сын, получив образование, мыслил по-иному: и говорит: «Это Украина, а здесь,- ее кровь…»



Гуманизма новелл Стефаника

Василий Стефаник вошел в историю не только украинской, а и мировую литературу как автор правдивых социально-психологических новелл из жизнь галичского крестьянства. «Наверное, никто к Стефаника не показал крестьянскую душу земледельца в таком полном освещении,- восторженно писал Михаил Мочулевский,- никто не срисовал так, как он, переживаний этой души». О чем бы не писал Василий Семенович Стефаник, в центре рассказа всегда выступает человек с его проблемами, думами, переживаниями и стремлениями. Все герои Стефаника, как говорил Марк Черемуха, или безнадежно больные, или безнадежно убогие, или безнадежно старые, или безнадежно сработанные, или безнадежно несчастливые. В самом деле, много безнадежд в жизни его героев. Но много и такого, о чем не стыдно рассказать всему миру: смотрите, это - мой народ. Он, может, и убогий, и несчастливый ныне, но он есть, живет по своим духовным законам в ладу  собственной совестью, живое и работает на земле. Была ли она ласковой к нему, и земля? Припомним, как работается возле нее Иван Дидух из новеллы «Каменный крест». Всю жизнь свою - длинная трудовая жизнь крестьянина-труженика - заключил в эту землю Иван. Изменила его работа физически, но он был уверен, что работа все победит: «Но пока ни ноги носят, то должен родить хлеб!» И в конце концов разве мы любим землю за что-то? Любим, так как иначе и быть не может. Самое умение работать на земле, понимание ее диктовали и основы морали крестьянина.



Смысл жизни в новеллах Стефаника

Творчество Василия Стефаника всегда воспринималось читателем как выражение трагической судьбы галичского крестьянства. И в новеллах этого писателя есть не только картины отчаяния и горя. Его новеллы содержат глубокую мысль о вечном - жизнь и смерть, добро и зло. Для чего живое человек на этом миру? По-разному отвечают на этот вопрос его герои, да и не ставят такого вопроса иногда совсем. А так жизнь составляется, что однажды приходится задуматься, что главное в жизни.





Сайт создан в системе uCoz