Школьное сочинение по мотивам повести «Институтка». В годы крепостнического гнета начала свою литературную деятельность Мария Александровна Вилинская, которая вошла в литературу под псевдонимом Марко Вовчок. Это выдающаяся писательница второй половины XIX столетие, которую И. Я. Франко назвал борцом за волю и человеческие права трудового народа. Марко Вовчок глубоко выучила жизнь закрепощенного люда, его устное народное Творчество. Шевченковский «Кобзарь», «Записки охотника» Тургеневы, «Мертвые души»Гоголя были основными источниками творчества молодой писательницы. Они выработали у нее убеждение, Что неволя - это рабство, с которым нужно бороться. Тяжело живется крепостным и на Украине, и в России. Вот почему Марко Вовчок и начала свое творчество антикрепостническими рассказами и повестями. Популярность произведений Марка Вовчка определялась умением писательницы поднять в своих произведениях основные вопросы борьбы с крепостничеством. Т. Г. Шевченко назвал писательницу «ясной звездой» в литературе, «обличителем жестоких людей несытых».
Василий Стефаник родился 14 мая 1871 г. в с. Русове Снятинского уезда на Станиславщине (ныне - Ивано-Франковск) в семьи зажиточного крестьянина. После обучения в школах в с. Русове и г. Снятине он 1883 г. вступил к польской гимназии в г. Коломыи. Здесь завязалась дружба В. Стефаника с Л. Мартовичем. За украинскую общественно-политическую деятельность их обеих в 1890 г. исключили из гимназии. В. Стефаник переехал в Дрогобыч и вступил к местной гимназии, которую закончил 1892 г. Того же года он вступил на медицинский факультет Краковского университета, где учил до 1900 г. В сентябре 1903 г. В. Стефаник посетил Поднепровскую Украину: присутствовал присутствующем открытии памятника И. Котляревскому в Полтаве и встречался с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским и др.
Прошло много десятилетий, с того времени как писал свои новеллы Василий Семенович Стефаник. Уже и времена будто другие, и жизнь другое, но его произведения до сих пор волнуют читателя. И что там волнуют! Каждая новелла пронимает голову жгучей, как огонь, мысленным взором, и нет ни одной такой, которая бы не резала сердце. Призраками прошлого встают герои Стефаника, но некогда не станет прошлым то, что захватывает в новеллах,- проникновенная искренность, человечность каждого произведения. Новелла «Сыны» рассказывает о стариках Максима, который остался на старости лет сам. Не потому, что покинули его родные,- судьба забрала. Наблюдая за тем, как работает Максим, многое можно сказать о нем: трудолюбивый, ловкий, землю любит и знает. Привык он работать круг земли, в этом усматривал и смысл жизни: жить, работать, растить детей, чтобы «дом был ясный, лишь бы дети росли», чтобы благосостояние было. Так воспитывал и сынов своих Андрея и Ивана. Так вот, когда приехал старший сын Андрей и сказал, что идет воевать за Украину, отец только из растерянности спросил: «За какую Украину?» Он не знал громких слов. Для него земля и была всегда частицей Родины, так как здесь так же жилы и родители, и деды его. Но сын, получив образование, мыслил по-иному: и говорит: «Это Украина, а здесь,- ее кровь…»
Василий Стефаник вошел в историю не только украинской, а и мировую литературу как автор правдивых социально-психологических новелл из жизнь галичского крестьянства. «Наверное, никто к Стефаника не показал крестьянскую душу земледельца в таком полном освещении,- восторженно писал Михаил Мочулевский,- никто не срисовал так, как он, переживаний этой души». О чем бы не писал Василий Семенович Стефаник, в центре рассказа всегда выступает человек с его проблемами, думами, переживаниями и стремлениями. Все герои Стефаника, как говорил Марк Черемуха, или безнадежно больные, или безнадежно убогие, или безнадежно старые, или безнадежно сработанные, или безнадежно несчастливые. В самом деле, много безнадежд в жизни его героев. Но много и такого, о чем не стыдно рассказать всему миру: смотрите, это - мой народ. Он, может, и убогий, и несчастливый ныне, но он есть, живет по своим духовным законам в ладу собственной совестью, живое и работает на земле. Была ли она ласковой к нему, и земля? Припомним, как работается возле нее Иван Дидух из новеллы «Каменный крест». Всю жизнь свою - длинная трудовая жизнь крестьянина-труженика - заключил в эту землю Иван. Изменила его работа физически, но он был уверен, что работа все победит: «Но пока ни ноги носят, то должен родить хлеб!» И в конце концов разве мы любим землю за что-то? Любим, так как иначе и быть не может. Самое умение работать на земле, понимание ее диктовали и основы морали крестьянина.
Творчество Василия Стефаника всегда воспринималось читателем как выражение трагической судьбы галичского крестьянства. И в новеллах этого писателя есть не только картины отчаяния и горя. Его новеллы содержат глубокую мысль о вечном - жизнь и смерть, добро и зло. Для чего живое человек на этом миру? По-разному отвечают на этот вопрос его герои, да и не ставят такого вопроса иногда совсем. А так жизнь составляется, что однажды приходится задуматься, что главное в жизни.