И. Нечуй-Левицкий - выдающийся украинский писатель. Его любимая тема - украинский народ с его красотой и богатством души. И. Франко называл Нечуя-Левицкого талантливым мастером слова, подчеркивал его умение наблюдать жизнь, передавать увиденное средствами слова. Вот почему произведения писателя всегда интересные, захватывающие и, главное, правдивые. В них очень ярко и живописно изображенная жизнь людей, с их праздниками и несогласиями, любовью и ненавистью. Красивым примером этому есть повесть «Кайдашева семья». Главой семьи был Омелько Кайдаш. В господские времена ему пришлось познать тяжелой, изнурительной работы, о чем свидетельствует его внешность. «Широкие рукава закачались к локтям, из-под рукавов было видно здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, будто лицо у монаха. На сухом высоком лбу набегали густые мелкие морщины. Кудрявый посеченный волос торчал на голове, как пух, и блестел сединой. Но Омелько не пугался работы. И в каждое свободное от барщины время он не сидел без дела, а работал на себя. Все в его семье были трудолюбивыми: и женщина, и сыны Карп и Лавр, и невестки Мотря и Мелашка. До свадьбы сынов Кайдаши жили относительно спокойно и мирно. Лишь иногда возникали небольшие споры между отцом и Карпом, так как Карп не мог держать языка за зубами и каждого раза оспаривал у отца.
Творчество И. Нечуй-Левицкого - это «раскрытая книга», в которой читаем правду о тогдашней жизни украинского народа, и это художественная энциклопедия народной жизни. Мы не можем не ценить в его творчестве широкий охват украинской жизни в народном творчестве. Эта замечательная повесть отбивает далекое от нас время, дает богатый этнографический и исторический материал исследователям, а нам, большое удовлетворение от самого факта ее существования. Кажется, Гете сказал, что для того, лишь бы составить более или менее полное представление о художнике, нужно знать его на склоне лет. Это неопровержимо. Классик украинской литературы с молодости до глубокой старости он оставался демократом и украинским патриотом и верным сыном своей земли. Творчество И. Нечуя-Левицкого имело большой вес в истории развития украинской литературы. Немалая заслуга И. Нечуя-Левицкого и в развитии литературного языка, который он постоянно пополнял богатствами украинского фольклора и живого народного языка. Без того закономерного этапа, который прошла украинская литература в творчестве И. Нечуя-Левицкого, нельзя вообразить прозы П. Мирного, появления ранних произведений И. Франко, Г. Коцюбинского и многих других писателей. На новом этапе литературного процесса творцам общественно-психологического романа и короткой новеллы весьма уже детальными казались этнографическое и социально-бытовое описания в произведениях славного эпика, впадала в глаза некоторое однообразие, повторяемость образных средств. Но и следующие поколения учили у него вдумчиво наблюдать жизнь в разнообразных его проявлениях, создавать яркие человеческие характеры.
Сочинение по повести И. С. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря». В повести И. С. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря» перед читателем возникает галерея образов: Николай - главный герой, его родители, жена, односельчанине. Все они живут в крепостной неволе, и это обстоятельство обуславливает их внизу. Это настоящие труженики земли, но они не видят никакого выхода. Один из них - Петр Джеря, отец Николая. «Высокий, тонкий» мужчина, «с нуждающимся бледным лицом и грустными глазами…» Глубокие сморчки на щеках, на лбу, грубые руки - все это будто говорило, что ему тяжело жилось на миру. Сколько он выжал, перемолотил и перевеял теми руками хлеба на барщине за свой длинный возраст! Но та трудная работа не принесла ничего, кроме мозолей. Бесправное положение сломило его волю, лишило радости в жизни. Наконец, старый Джеря умер. Автор делает вывод, что причина тома - непосильная работа и полуголодное существование: «Трудная работа высосала с его всю кровь. Вся его сила пошла на чужую пользу, в чужой карман…»
Павел Арсеньевич Грабовский родился 30 августа 1864 г. в с. Пуш-Уголовном на Харьковщине в семьи церковнослужителя. Из 1874 г. учился в Охтырской бурсе, а с 1879 г. в Харьковской духовной семинарии, которую не закончил через арест в 1882 г. за участие в нелегальном народническом движении. После непродолжительного заключения проживал в родном селе, недолго работал в Харькове, служил в войске, а после ареста в 1886 г. и продолжительного следствия был отправлен в ссылку в Иркутскую губернию. В 1889 г. уже в ссылке за политическим обвинением был очередной раз арестованный и свыше трех лет провел в тюрьме. Позднее находился на поселении в Якутске и Тобольске. Умер Павел Грабовский 29 ноября 1902 г. Характер поэтического творчества Грабовского обусловлен непростыми обстоятельствами его сознательно избранного жизненного пути. Обратившись к поэзии еще во время обучения в семинарии, в ссылке он продолжал настойчивую литературную работу. Первые публикации произведений появились в начале 1890-х гг. в галичской периодике. Позднее вышли из печати его поэтические сборники «Подснежник» (1894), «С севера» (1896), «Кобза» (1898). Среди поэзий Грабовского преобладают произведения на гражданские темы, которые иллюстрируют его жизненные убеждения. Непростая судьба художника объясняет, чему его поэзия преисполнена разнообразными жалобами и сетованиями и призывами к борьбе. Оно и не удивительно, что за Грабовсь-Кем крепко закрепилось определение поэта-революционера.
Какая светлая и непоколебимая вера в будущее живет в сердце героя, в сердце самого поэта! Образ революционера не имеет у поэта конкретно-индивидуальных черт. Наоборот, П. Грабовский стремится к созданию образа обобщенного. Мужественный, стойкий характер революционер обрисован в поэзии «Настоящие герои». Настоящие герои - это обобщенный образ борцов, которые бесстрашно шли в народ у имени будущего. Настоящими героями поэт считал не романтических Козаков, не псевдогероев, которых часто прославляли за кровавые дела, а современников, людей, которые своей самоотверженной работой борются за «будущие Руха». Именно этим героям поэт поет хвалу: